Название произведения: Старые мастера
Автор: Эжен Фромантен
Год написания: 1876
Жанр произведения: литературно-искусствоведческое обозрение
Главные герои:
- выдающиеся мастера живописи старой голландской школы
Краткое содержание обозрения Фромантена «Старые мастера» для читательского дневника – это анализ творческого наследия художников-«старых голландцев».
Сюжет
Общепринято считать: удел художника – творить карандашом и кистью. Фромантен своими «Старыми мастерами» доказывает: нет, художник может творить и словом! И как творить! Истинный француз с присущим его нации темпераментом не просто размышляет и анализирует – он сетует и негодует, пламенеет и восклицает! Он воспаряет ввысь – и низвергается в бездну эмоций и ощущений, кои передаёт и читающим его блистательный труд. Не преклоняясь перед тогдашними искусствоведами-авторитетами, Фромантен (сам выдающийся художник и безусловный авторитет живописи) немилосердно обнажает и подчёркивает слабые стороны произведений великих авторов, в частности – упрекает иных в оторванности от значительных событий эпохи, не «прозвучавших» в созданном полотне. Но его критика – это не холодный цинизм, не возможность вставить язвительное словцо. Нет, обзор «Старые мастера» – это своеобразное признание Фромантена в любви к товарищам по цеху, уже отделённым от автора рекой времени шириной в несколько эпох. Эпох смены приоритетов (социальных, культурных, общечеловеческих).
Вывод (моё мнение)
Критический взгляд на работу мастера вовсе не подразумевает нелюбовь к нему. Критика – это тоже творчество, а право именоваться творцом автор заслужил своим вкладом в общечеловеческое культурное наследие.