Женские образы в романе Тихий Дон Шолохова


Женские образы в романе Тихий ДонШолоховская эпопея – это война, смерть, измена, революция, власть. Множество слов женского рода – основа сюжета. Одни женские образы в романе «Тихий Дон» являются основными. На примере их судьбы можно понять проблемы, которые хочет донести до читателя автор. Другие персонажи второстепенны. Но без них не понять характера донского казачества, разнородность и многоликость русской женщины.





Образы женщин, являющимися основными персонажами романа, вы найдете по ссылкам, представленным ниже:
Аксинья Астахова

Дуняша Мелехова
Наталья Мелехова

Елизавета Мохова


Дочь купца Сергея Мохова Лизавета – девушка с ореховыми глазами. Впечатление от девушки нельзя назвать одинаковым. Для одних она «дьявольски хороша», видная недурная собой девушка. У других вызывает невыгодное впечатление: неприятные глаза, мокрая ладонь. Купчиха окончила гимназию. Воспитанием ее занимается мачеха, ее нервный нрав оказал свое действие. Лиза вращается среди кухарки, не отличающейся благонравием и скромностью. Распутство меняет всю жизнь избалованной барышни. Автор сравнивает ее с кустом дикой волчьей ягоды, свободной и опасной.

Лиза, понадеявшись на себя, пошла на рыбалку с Митькой Коршуновым. Он изнасиловал девушку, по деревне быстро поползли слухи. Парень хотел взять Лизавету в жены, но отец отсылает дочь на учебу. Первый сексуальный опыт не сделал девушку скромной, наоборот, к 21 году она стала «испорченной», разложившейся морально особой. Лиза живет с доктором-венерологом. Читатель может пофантазировать о такой связи. Девушка меняет партнера, она сама предлагает казаку Тимофею жить вместе. Такое поведение для описанного века – редкость. Отношения длятся недолго, девушка легко меняет партнеров. К отцу девочка относится потребительски, ей нужны деньги, подарки. Привязанности и искренности дочерней в характере нет.

Какие черты свойственны Лизавете:

  • взбалмошность: злословие, грубость, избалованность;
  • самолюбие: гордится своим телом, формами, не принимает ничье мнение за эталон, кроме своего;
  • страстность: «не баба, а огонь»;
  • опытная в делах любви женщина.

Образ Лизаветы – пример барского воспитания, потеря связи с корнями, распутство и пустота. Но следует понимать, что отсутствие таких женщин – приукрашивание реалий жизни.

Образ матери Григория (Василиса Ильинична)


Василиса Ильинична – мать Григория, Петро и Дуняши. Дети разные по характеру, но у всех есть общая черта: они любят свою семью и свои корни. Доброе сердце матери покоряет. Страницы, где Ильинична умирает невозможно читать без слез. В ней стержень женской силы, гордость и стать, поэтому в лице мертвой старушки появляется облик молодой сильной и мужественной матери. Женщина отвечает добром на добро, прощает Мишку Кошевого, убившего сына. Заставляет Наталью вымаливать прощения у Бога за неправильные поступки. Мудрость, женственность, трудолюбие – основные черты характера Ильиничны. Тяжело дается матери гибель детей. Она не верит похоронке на Григория, горестно оплакивает Петра. Мать принимает невестку и поддерживает ее в сложные минуты как дочь. Женщина не принимает войны, для нее жестокость, насилие и братоубийство далеки и непонятны. Пережившая побои мужа («синяя, как железо»), она сумела сохранить к нему хорошее отношение, ни разу не пришла к мысли, уйти из дома. Казачий характер просматривается в поведении хозяйки семьи: стать, гордость, ум.



Анна Погудка


Женщина-большевичка Анна Погудка помогает проникнуть внутрь сложной судьбы революционерок. Здоровая, физически крепкая девушка выглядит нелепо в солдатской одежде: ватная теплушка, большие сапоги, платок. Форма портит внешний вид девушки, скрывает женские прелести. Автор по-доброму описывает внешность, но его нельзя сравнить с другими женскими образами. Здесь смесь мужских характеристик с женскими:

  • шаркая подошвами;
  • тугая полнота;
  • широкая прядь волос;
  • розовые ноздри.

В облике постоянно выбиваются волосы, они не держатся в узле, не укладываются под платок. Милые черты привлекли Бунчука. Он полюбил ее веснушки, вдумчивую складку на лбу. По национальности девушка – еврейка. Семья живет скромно, почти бедно. Девушка окончила гимназию, работала на фабрике, чтобы помочь родным материально, давала уроки. Она гордится, что может заработать себе на жизнь. Ценный работник занимается большевистской агитацией. Страницы, где Анна становится пулеметчицей, вызывают разные чувства. С одной стороны, сама хочет ею стать. Значит, понимает, что хочет научиться убивать. С другой стороны, боится стрелять. Пулемет девушка изучает досконально, как технику. Поражают и строки ее участия в атаке. Строги и четки фразы писателя:
«Посвист пуль, жалкий заячий вскрик Анны».
Героиня умирает на руках у любимого (главная героиня также умирает на руках), но здесь у писателя другие чувства. Бунчук увидел смерть в глазах любимой, ее образ крепко засел в душе и тускнел от времени.

Ольга Горчакова


Женщина, которая стала женой Листницкого и причиной его смерти, - Ольга Горчакова. Высокая женщина с золотыми волосами, с ладной фигурой. Возраст героини – за 30. В ее облики много противоречий: жаркие губы – розовые щеки, низкий голос – срезанные мелкие зубы. Евгению она показалась настоящей красавицей. Он просит Аксинью уехать из имения, когда привозит туда свою жену. Ольга вызывает тяжелое плотское влечение барина. Автор вообще не говорит о чувствах Ольги. Поступками она напоминает Елизавету Мохову. Оставшись вдовой, быстро находит утешение в Листницком. Затем связывается с генералом Покровским. Понятно, что это не последний мужчина в ее жизни, но читатель благодарен ей за вмешательство в судьбу Евгения: не выдержав измены, он застрелился. Эта расплата за грех и свое распутство.

Другие материалы по роману «Тихий Дон»:


Краткое содержание
Образ и характеристика Григория Мелехова
Образ и характеристика Дуняши Мелеховой
Образ и характеристика Натальи Мелеховой
Образ и характеристика Аксиньи Астаховой
Женские образы в романе
История создания романа


  • 0
  • 29 420
  • 1

Похожие:
Добавить комментарий