Краткое содержание повести «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля
Автобиографичное произведение было написано в 1930 году. Автор описывает свое революционное детство, свои переживания по поводу переворота в стране. Герои уходят от реальности в выдуманную страну Швамбранию, где царит справедливость. Читая повесть Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания», краткое содержание по главам которой представлено ниже, можно сделать вывод, что настоящая радость – все же в реальной жизни.
Главные действующие лица
- Леля – автор, мальчик, который выдумывает страну Швамбранию.
- Оська – его младший брат, друг и напарник Лели.
- Отец Оськи и Лели – врач, мужественный, сильный, хозяин дома.
- Мама – маленькая женщина, музыкальная, чувствительная.
- Аннушка и Марфуша – прислуги в их доме.
- Три тетки – образованные, женщины старой закалки.
- Витя Ламберг – двоюродный брат Лели и Оськи.
- Ювенал Богданович Стомолицкий – директор гимназии по прозвищу «Рыбий глаз», сухой, черствый, любил дисциплину.
- Цезарь Карпыч – по прозвищу «Цап-Царапыч» - надзиратель, следил за поведением гимназистов.
- Николай Ильич Ромашов – инспектор, умный, добрый.
- Александр Карлович Бертелев – учитель математики.
- Таисия Опилова – девочка, подруга главного героя.
- Комиссар Чубарьков – правдивый, честный.
- Степка Атлантида – гимназист, смелый, честный.
- Дина – двоюродная сестра Лели и Оськи, коммунистка, смелая, правдивая.
- Вениамин Витальевич Пустынин – учитель латинского языка по прозвищу «Тараканий ус.
- Семен Игнатьевич Кириков – учитель истории по прозвищу «Э-мюэ», противник революции, алхимик.
Книга первая
Кондуит
Открытие
Братья Леля и Оська отбывают наказание в углу. Во время этого они открывают страну Швамбранию.Пропавшая королева, или Тайна ракушечного грота
Исчезла папина шахматная королева. Папа был в ярости и отправил братьев в угол. Братья чувствовали себя несправедливо наказанными. Они решили, что взрослые забыли свои детские игры.Старший брат предложил выдумать свою страну, чтобы избежать наказания и несправедливости. Они назвали ее Швамбранией и решили сохранить это в тайне. Через неделю нашлась шахматная королева. Братья решили замуровать ее ракушечный грот, как хранительницу швамбранской тайны.
Запоздавшее предисловие
Швамбрания – земля вулканического происхождения. В братьях дремали неведомые силы, которые скованны были семейным укладом и уставом общества. Но дети стремились многое узнать.География
Оська рисует карту Швамбрании, используя образ зуба. Карта включает океан, острова, города и горы. Швамбрания на карте выглядит необычайно симметричной. Строгие очертания материка напоминают орнамент. Симметрия символизирует высокую справедливость государства. В отличие от книг, в Швамбрании добро торжествует с самого начала. Швамбрания – страна благополучия и совершенства. Все блага распределены симметрично.История
Швамбрания нуждалась в истории, чтобы быть настоящим государством. Были созданы вражеские государства Кальдония и Бальвония для ведения войн. Войны происходили на специально отведенной площадке и всегда заканчивались победой Швамбрании.От Покровска до Драндзонска
Герои жили в слободе Покровской на Волге. Базарная площадь была местом торговли и развлечений. Кинематограф «Эльдорадо» был популярным местом. Брешка – улица, где происходили гулянья.Герои проводили вечера на подоконнике, наблюдая за Брешкой и мечтая о Швамбрании. Гудки пароходов были слышны из глубины ночи и были знакомы героям. Они могли читать азбуку пароходных гудков и знали, куда идут пароходы.
Джек, спутник моряков
Мир для швамбран – бухта с пароходами, жизнь – сплошная навигация. Все швамбраны – мореходы и водники, у каждого свой пароход. Джек, Спутник Моряков – самый уважаемый гражданин Швамбрании.Джек – полиглот. Он иногда бесстыдно завирается, но всегда признается на всех языках. Швамбраны открывают свой покровский день с гудком еще в постелях.
У тихой пристани
Дом героев сравнивается с пароходом, с разными классами и отсеками. Кухня – главный иллюминатор, где происходят важные события. В кухню приходят разные люди, братья наблюдают за ними и задают вопросы.Перед Рождеством в кухню приходят колядующие ребята. На Новый год приходит городовой, которому дарят водку и рубль. Отец героев шутит над ситуацией с городовым и отправляет детей из кухни.
Домашний капитан
Отец – человек высокого роста со светлыми волосами. Он обладает большой работоспособностью, быстро говорит и двигается. Может быть строгим, он работает врачом. Иногда он даже смешит своих пациентов.Выступает на волостных сходках за новые койки для больницы. В слободе было развито хулиганство, полиция бездействовала. Тогда жители решили действовать сами. Один из главарей банды скрылся у отца в больнице, он был болен и умолял спасти его.
Папа сказал, что его бьют за дело. Но отказать в помощи больному человеку он не смог. Людям, требовавшим выдать бандита, папа отказал. Ответил, что должен вылечить больного, у него высокая температура.
Земля Ханонская
Отец вспыльчив, часто повышает голос. Тогда в дело вступает мама. Она служит глушителем. Мама – учительница музыки. Целый день в доме звучат гаммы, упражнения. Она близорука, подносит лицо близко к нотам, поэтому вечером у нее рябит в глазах.Мама – стойкая женщина. Хрупкая, интеллигентная, она оставила большой город и поехала за мужем, который стал земским врачом. Часто он в любую погоду отправлялся на лошадях, чтобы сделать кому-то операцию.
Гудок разбудил Швамбранию
Папа часто играет в шахматы с инспектором и зубным врачом, мама играет на рояле. Детей отправляют спать. Утром их будит тревожный гудок. Отец громко разговаривает по телефону, ругается, потом уезжает.Мама объясняет, что сушилка придавила пятьдесят рабочих. Папа вместе с другими врачами поехал спасать раненых. Мальчики уверены, что в Швамбрании такого произойти не могло.
Критика мира и собственной биографии
Мальчики возмущены несправедливостями этого мира и уверены, что в Швамбрании все было бы иначе. Наказали бы виновного в этой страшной катастрофе. А в реальной жизни хозяин, который допустил большую оплошность, из-за чего пострадали рабочие, остался без наказания. Братья характеризуют эту жизнь как: несправедливость.Езда в «народ»
Несправедливость проявлялась и в воспитании детей, как им казалось. Когда они проливали воду, то вытирать лужу должны были сами. Звать прислугу запрещалось.Отец часто запрягал тарантайку и без кучера, сам возил детей в народ. Когда же на дороге появлялась почтенная дама, отец велел детям громко петь, чтобы она ушла с дороги. Если это не помогало, он заставлял сына слезть и попросить женщину уйти.
Однажды отец опрокинул детей в канаву, после этого поездки прекратились.
Мир животных
Для того чтобы мальчики учились думать и заботиться о других, родители покупали им домашних зверюшек. Но дети не умели как следует с ними обращаться. Например, Оська ловил рыбок из аквариума, клал их в коробок и закапывал в землю. Ему нравилось устраивать похороны.Потом Оська почистил папиной зубной щеткой зубы коту, за что тот исцарапал ему руки. Однажды папа принес детям козленка. Папа лег спать, а тем временем козленок сходил на ковер и кресло. Потом стал кусать папины штаны. Когда он прыгнул на открытое пианино, папа проснулся. Ему надо было срочно ехать в больницу. Он не заметил, что вместо брюк на нем лохмотья. Папа унес козленка обратно.
Вокруг нас
У братьев было много игрушек, они учились пению, рисованию, танцам. Но больше всего их заинтересовала книга «Вокруг нас». В ней рассказывалось о том, как изготавливались предметы обихода (соль, горшки, стол и т.д.).Братья завидовали простому мальчишке Фектистке, который был учеником мастера и изготавливал настоящие предметы: табуретки, ложки. Но мастер не хвалил его, а наоборот, жестоко избивал. И это называлось воспитанием.
Умственность и рукомесло
Когда засорялся унитаз или надо было передвинуть пианино, звали рабочих с нижнего этажа. А когда рабочим требовалось написать письмо в деревню, то они просили кого-то с верхнего этажа. При этом все были довольны и благодарны, но на самом деле этажи ненавидели друг друга, превознося себя и унижая других.Бог и Оська
Оська часто путал слова, произнося их неправильно. Получалось смешно. Однажды он в парке играл в мяч, и он улетел на газон, куда нельзя было ходить. Оська прочел объявление, что траву нельзя мять, и решил обратиться к сидящей на лавочке даме.Но Оська заметил у дамы бороду. Оказалось, что это – священник, а не дама. Семья у Оськи была неверующая, поэтому он ничего не знал про Бога. Священник стал объяснять мальчику, что Бог все вокруг создал, природу и людей. Но Оська возразил, что люди появились сами из обезьян. Так было написано у них дома в книжке. Священник возмутился и ушел.
Небесная Швамбрания
Аннушка часто говорила, что все бедняки попадают в Царство Небесное. Когда венчалась соседская горничная, Аннушка взяла с собой мальчиков в церковь. Там было очень красиво, как будто в Царстве Небесном. Хор пел, а горничная стояла со своим женихом.Мальчиков все удивляло в храме. Что пели, они не понимали. Батюшка был в странной одежде, как им показалось. Он велел молодоженам взяться за руки и стал водить вокруг аналоя. Невеста заплакала, а мальчики не понимали, почему. Братья придумали Небесную Швамбранию, где был свой архиерей.
Покровская Золушка
В сказках обычно был счастливый конец. А в жизни такого не было, как поняли мальчики. Они решили написать свою сказку. Золушкой была горничная Марфуша, которая собирала марки.Клейменные орлы
Марфушу не интересовало содержание конвертов, она их вскрывала и выкидывала. Марки она отпаривала и хранила в папиросных коробочках в сундуке под кроватью. Конверты доставляли ей дети, что укрепило их дружбу.Вечерами Марфуша открывала сундук и показывала детям свои сокровища. Марки были украшены клейменными орлами и львами. Она мечтала собрать две тысячи марок и продать их. На вырученные деньги Марфуша хотела сшить туалетное платье с бантом и вуалью, после чего ее уже никто не будет обзывать.
Газообразное начальство
Митьку исключили из гимназии, и он вынашивал план мести начальству в твердом, жидком и газообразном виде, как он выражался. В жидком виде – это родители, постоянно капающие на мозги. Твердый вид – это директор гимназии и учителя. А газообразный вид – правительство, полиция, потому что они везде проникают.Святки
На каникулы приехал двоюродный брат Витя. Готовились к балу-маскараду, шили костюмы. Митя хотел отомстить земскому на маскараде. Папа решил отправить на бал Марфушу. Но для костюма нужны были все ее марки. Она отдала их после долгого раздумья.Дни склеены синдетиконом
Наконец костюм был готов. Марфушу нарядили в большой конверт, весь утыканный марками, которые клеила вся семья. На конверте надпись, что письмо предназначено для земского. Обратный адрес – Лондон. Роль почтальона исполнял Витя, которому наклеили усы.Анонимка
Витя подкатил к клубу с пакетом, высадил Марфушу и снял с нее шубу. Марфушу окружают и читают адрес. Земский краснеет, но приглашает Марфушу на танец, потом угощает мороженым. Земский объявляет, что маска Письмо выиграла первый приз.Золушка разоблачена
В газете сообщается о бале-маскараде и маске «Анонимное письмо». Маска отказалась открыться и была увезена неизвестным. Земский узнает от отца, что это была Марфуша..Туфелька Сандрильоны
Рассказ о Марфуше заканчивается. След туфельки Сандрильоны найден в кондуитном журнале. На крыльце земского начальника поставлен резиновый бот. На заборах прикреплены приказы о примерке туфельки. Та, которой он будет в самый раз, будет назначена земской начальницей.Хуторянка пыталась примерить бот, но он ей оказался мал. История отличается от сказки о Золушке.
Голубиная книга
Вступительное
Леля сдавал экзамен весной. Папа и мама поддерживают героя перед экзаменом. Дмитрий Алексеевич проверяет таблицу умножения. Леля сталкивается с грамматическими сложностями. ОКогда писали диктант, мамы нервничали за окном. Священник попросил мальчика прочесть и перевести страницу на церковно-славянском языке. Он прочел и перевел. Потом стало известно, что их приняли в гимназию.
Забрили! Оболванили!
Лето братья провели в деревне на даче. В то время начиналась война. Обратно плыли на пароходе. Там же находились мобилизованные. Дома мальчика ждал форменный костюм. Его подстригли налысо, так было принято в гимназии.Пуговицы
Мальчик надел форму и отправился первый раз в гимназию. По дороге мальчишки его дразнили «сизяком». Главный герой приходит в гимназию, оставляя лето и свободу позади. Старичок в мундире встречает его и направляет в класс.В классе мальчик оказывается самым маленьким среди второгодников. Один из них предлагает ему сесть рядом с ним и проверяет его на прочность. Лопоухий второгодник, Гавря, начинает издеваться над ним, срывая пуговицы с его гимнастерки. Приходит инспектор и останавливает безобразие.
Инспектор проводит перекличку, путая фамилии. Главный герой отвечает громко, чтобы угодить второгодникам. Инспектор подошел к нему после уроков и оторвал пуговицы с обшлага, потому что они там не положены по уставу.
Наполеон и Кондуит
Главный герой попал в кондуит за посещение кафе с родителями. Поездка в Саратов за учебниками прошла нормально. Мальчик был одет в форменный костюм. Когда он ел, то кусок застрял в горле. Потому что он увидел напротив за столом директора гимназии. Мальчик встал, поклонился ему и снова сел.На следующий день директор вошел к ним в класс, взял дневник главного героя и написал на кондуитской странице замечание о том, что ученикам гимназии запрещается ходить в кафе, даже с родителями.
Второгодник его похвалил за то, что он так скоро попал в кондуит.
П.Г.
В гимназии была книга законов, которую называли Голубиной книгой. В нее были записаны запреты. Например, что ученикам гимназии запрещено ходить в кафе, театры и другие увеселительные заведения без разрешения начальства. Поговаривали, что Голубиная книга упала с неба. Все боялись нарушить эти запреты и попасть в кондуит.Голуби - сизяки
Сизяками называли диких голубей и учеников Покровской гимназии за сизые шинели. В кондуит была вписана жизнь трехсот учеников. В гимназии постоянно проходили драки, как между классами, так и поклассно.Директор
Директора звали Ювенал Богданович. Он был худой, высокий, несгибаемый. Носил прозвище «Рыбий глаз». Он любил муштровку, тишину и дисциплину. Каждый день проверял, как ученики снимают фуражки и кланяются. Голос его был пустым и бесцветным. В его присутствии стихали разговоры, становилось душно.Когда он неожиданно входил в класс, все вскакивали с мест. Учитель краснел и закашливался, как гимназист. Директор следил за поклонами учеников. При попечителе ученики кланялись сначала ему, потом директору, потом учителю.
Учительская
В учительской были карты и глобусы. В шкафу хранился кондуит и портрет царя. Надзиратель Цап-Царапыч следил за учениками и делал записи в кондуите. Цап-Царапыч скрывал свой стеклянный глаз. Он ловил учеников на запрещенных местах. Гимназисты часто обманывали его.Инспектор
Инспектор Николай Ильич Ромашов был известен своей грубостью и особыми методами воспитания. Если класс совершал преступление, он приходил после уроков и заставлял учеников стоять, пока сам читал книгу. Затем он начинал отчитывать учеников, используя оскорбительные слова и угрозы.Агнцы и козлищи
Ромашов делил учеников на «козлищ» (ленивых и плохих) и «агнцев» (отличников). Он сам рассаживал учеников, чтобы на первых партах сидели «козлища», а на последних – «агнцы». Между отличниками и двоешниками существовали дружеские отношения на основе подсказа и сдувания.Сказания о об Афонском рекруте
В кондуитном журнале хранится восемь одинаковых записей, помеченных одним днем. В каждой записи ученику объявлен строжайший выговор за злостные хулиганские проступки.Первый звонок
В Покровске не было электрических звонков, использовались проволочные ручки. Новый доктор привез электрические звонки, что стало модой. Звонки звенели на разные голоса, жители гордились ими.Шалман
Афонский Рекрут был лучшим мастером по ремонту звонков. Он жил в шалмане на базаре. Шалман был грязным и уютным, рядом была вонючая яма. Рекрут был крепок, смугл, с серьгой в ухе и длинными усами. Он всегда улыбался и был занят работой. Дунька вела хозяйство в шалмане. Костя Гончар был ее любимцем, носил яркие вещи. В городе его любили и дарили ненужные вещички.Черт и «младенцы»
По вечерам гимназисты приходили в шалман, чтобы отдохнуть и поиграть. Жители шалмана возмущались гимназическими порядками. Гимназисты приносили книги и новости, взамен получали полезные навыки.Сначала читали легкие книжки, потом Гавря принес более серьезные книги. Тайна посещений сохранялась строго. При появлении полицейского книжки прятали, ему предлагали рюмку.
Во салу ли…
Гимназисты затеяли драку с парнями с Бережной улицы. Драка прекратилась с появлением преподавателя. Городская дума запретила гимназистам посещать Народный сад.«Идем на вы»
В шалмане состоялось экстренное совещание Биндюга и Атлантиды. Атлантида был возмущен запретом на посещение сада. Иосиф предложил послать телеграмму попечителю. Рекрут и Кривопатря предложили более радикальные меры. Анлантида настаивал на действиях против всего города. Иосиф предложил блестящую идею - срезать звонки в городе.Манифест
Комитет Борьбы и Мести решает срезать звонки в Покровске. Звонки будут срезаны в установленный день. В каждом классе назначаются старосты. Даются клички для безопасности.Срезанные звонки сдаются старосте, который передает их инвалиду за порох и патроны. О дне акции будет дан сигнал белым треугольником на окне. Не ломать звонок в учительской. Кто сообщит об акции, будет наказан. Манифесты распространяются по гимназии. Собраны подписи, война была объявлена.
«Сорванные голоса»
Главари собрались в шалмане с ранцами, наполненными срезанными кнопками звонков.В субботу утром покровчане обнаружили, что все новые звонки срезаны. Город был в панике, люди не знали, кто это сделал.
Земский и сын
Земский обвинил Рекрута в сговоре с хулиганами и поставил городового на дежурства. Гимназисты торжествовали, но Рекрут предупредил их, что резать звонок земского нельзя. Гимназист Венька, сын земского, упрямо заявил, что не боится городового. Иосиф Пукис и Биндюг предостерегли Веньку от необдуманных действий. Но сын земского стоял на своем, что срежет звонок.Глава почти кинематографическая
Под лестницей спал Козодав, полицейский. Венька поднялся по лестнице в резиновых галошах. Козодав просыпается и пытается задержать Веньку, приняв его за бандита. Все видят, что звонок сломан. Земский начальник обвиняет Козодава в халатности и выгоняет его.Фараон вызывает Иосифа
Пристав приказал Козодаву поймать звонкорезов и пригрозил наказанием. Козодав начал поиски на базаре. Он встретил Костю, тот объяснил, что украл звонок у Рекрута. Козодав получил обрывки манифеста Борьбы и Мести.Козодав решил спросить у Иосифа, но тот отказался говорить. Козодав вырезал из манифеста имя Сатрапа, сына земского начальника.
Шаги в коридоре
Козодав пошел в участок, а затем в гимназию к директору. В гимназии услышали тяжелые шаги двух незнакомцев. Ученики и учителя насторожились.Развязка
Биндюг не мог решить задачу. Шаги в коридоре отвлекли его. Дверь класса открылась, вошел Цап-Царапыч, вызвал Атлантиду к директору. Тот собрал книги и пошел к двери, незаметно передав Биндюгу решение задачи. Тот попросился выйти и направился в кабинет директора.Восемь
Козодав представлял семерых разбойников директору, сына земского там не было. Директор заявил, что все семеро будут исключены из гимназии. Он попросил зайти к нему их родителей. Вошел Биндюг и признался, что тоже виноват. Директор исключил и его.Пукис-бенефициант
Иосиф Пукис, старый еврей, обращается к директору с жалобой на исключение восьми учеников. Директор объясняет, что у него нет детей и нет времени на обсуждение этого вопроса. Иосиф показывает ему манифест с подписями всех восьмерых классов.Директор бледнеет, а Иосиф излагает свой план. Полиция проводит обыск в шалмане, находит звонки, а Афонский Рекрут скрывается. Тогда все подумают, что звонки срезали бродяги. Если директор не примет обратно мальчиков, город узнает о порядках в гимназии. Директор соглашается принять мальчиков обратно в гимназию.
«Журавли» и «лебеди»
Меры дисциплины в гимназии после этого ужесточились. Мальчикам запрещалось посещать Народный сад и платформу. В кондуите появлялось все больше записей. В журналах прибавлялись единицы – «журавли» и лебеди – «двойки».Три «е» и «тараканий ус»
Учитель латинского языка Вениамин Витальевич Пустынин, прозванный «Тараканий Ус», был известен своей любовью к маленьким тетрадочкам и требовал их от учеников. Однажды один из учеников забыл тетрадь, и Тараканиус поставил ему единицу.Историческая гвардия
Историк Кирилл Михайлович Ухов вошел в класс после звонка и начинает кричать на учеников, которые сели без разрешения. Он заставил их стоять весь урок. Во время этого он объяснял урок. Ноги учеников затекают. Ухов смотрит на часы и разрешает им сесть за минуту до звонка с урока.Среди блуждающих парт
Француженку звали Матрена Мартыновна Бадейкина, но она требовала называть ее Матроной. Учеников младших классов она называла «малявками», средних классов – «голубчиками», а старших – «господами».Она таяла от просьб по-французски, обижалась на шутки и записывала все в журнал. Ученики научились ездить на партах, упираясь ногами. Но когда это стало известно директору, их наказали.
Царский день
В день царских именин, ученики стояли на молебне в гимназической форме, испытывая дискомфорт и скуку. Пришлось стоять долго. Одного ученика начало рвать, но уходить нельзя было все равно. Когда все кричали «ура», бедняга упал в обморок. Его унесли.«Наука умеет много гитик»
Аннушка рассказала о карточном фокусе с использованием гитик. Наука, по ее словам, умела много гитик, но что это такое, никто не знал. В словаре этого слова не было.Место на глобусе
В гимназии наука была сухой и непонятной. Ученик понял, что гимназия не удовлетворяет его духовных запросы. Он вернулся в Швамбранию, где его радостно встретили. Вернувшись на материк Большого Зуба, ученик начал реформы.Происхождение негодяев
Взрослея, мальчики понимают, что мир не идеален, полон противоречий и шероховатостей. Борьба в природе является причиной сложных очертаний материков. Борьба лежит в основе географии и истории, делая их интересными.Швамбранская игра требует добавления негодяев, таких как Уродонал Шателена.
Верхний этаж мира
Крыши домов являются территорией швамбран, где можно совершать путешествия и наблюдать за небом. Хождение по крышам запрещено. Дворник охраняет крыши. Дети врачей должны быть благовоспитанными, что ограничивает их свободу.Дворник однажды гнался за главным героем по железной крыше. На соседних дворах были опасности: барбос и хозяин в кальсонах. Мальчик заметил лестницу и убежал на третий двор.
Лапта в сирени
Главный герой попал в дворик с сиренью. Из сада выбежала девочка с золотой косой. Она спросила, почему он боится дворника. Они разговорились. Девочку звали Таисия. Она удивилась, что Леля – мужское имя.Первая швамбранка
Мальчик стал каждый день спускаться с крыши в сиреневую долину. Таисия стала первой швамбранкой. Но Оська оказался против женщин в этой стране. И он был прав, потому что вскоре Тая не сохранила тайну о Швамбрании, о ней узнал кадет. Он высмеивал мальчиков и эту игру. Леля разозлился и бросил в него пирожное.Дух времени
Театр военных действий
В доме идет бой между Швамбранией и Пилигвинией. Швабрания находится в папином кабинете, Пилигвиния – в столовой. Гостиная используется для войны, прихожая – для плена. Леля сражается за Швамбранию, Ося – за Пилигвинию.Кухарка получается письмо от сына с фронта. Оно содержит известие о том, что сын ранен и потерял руку. Леля чувствует, что его представление о войне разрушено.
Вид на войну из окна
В классе идет урок алгебры, скучно. На площади перед гимназией проходят строевые занятия солдат. Они отвлекают учеников. Учитель поднимает ученика, но тот смог повторить только команды из-за окна. Учитель ставит ему единицу.Первое орудие, чхи!
Кто-то кладет патроны в печку, и она стреляет. Учитель наступает на взрывающийся комочек бумаги и подпрыгивает. Класс смеется и прячется под парты.Учитель в отчаянии кричит и пытается найти виновников. Он достает табакерку, в которую ученики насыпали порох и перец. Учитель чихает, и класс снова начинает смеяться. Заходит директор, ученики встают, пальба прекращается.
Директор замечает, что педагог и гимназисты чихают. Директор вызвал педагога к себе, и тот больше не возвращался в класс.
Классный командир и ротный наставник
В гимназии пахнет порохом, классы огнеопасны. Кондуит регистрирует нарушения, родители вызываются для бесед.Гимназисты собирают отстреленные гильзы на стрельбище за кладбищем. Они обменивают еду на армейские предметы. Каптенармус Сидор Долбанов любит говорить о просвещении и военной науке. Он интересуется званием командира.
Братики-солдатики
Старшие гимназисты гуляли прапорщиками по Брешке, нарушая правила. Инспектор объявил о прибытии раненых из действующей армии. Гимназия организовала встречу раненых с дамами из благотворительных кружков. Раненых разместили в лазарете в бывшей приходской школе, где устроили торжественный концерт.Раненый солдат выразил благодарность за работу и попросил разрешения поспать.
Дух времени
В бараках пороли солдат, прапорщик оскорбил другого и был убит. Раненых везли и клали куда попало. Взятие Перемышля сопровождалось торжественным шествием с портретом царя. Инспектор гимназии проводит манифестацию, вызвавшую у учеников гнетущее ощущение.Нас обучают войне
Зимой гимназистов водили в военный городок для показательного боя. Полковник объяснил бой дамам из благотворительного кружка. Бой был некрасив и не соответствовал изображениям в «Ниве».Гимназисты смотрели, как идут полки на войну. Один солдат отстал от всех, ему никак не удавалось догнать остальных и идти в ногу. Начальник закричал на него. Ребята узнали в солдате отца одного из гимназистов. Его сын стоял, покрасневший от стыда за отца.
Серый в яблоках
Приближался Новый год. Родители сказали, что это – недетский праздник, и пошли в гости встречать его. К детям пришел друг Гришка. Они лущили семечки, а потом пошли гулять на улицу ночью.Это было очень опасно, потому что Цап-Царапыч ловил гимназистов на улице. Ресторан гудел от множества посетителей. Около него стояли привязанные кони, среди них – известный рысак Гамбит, серый в яблоках, принадлежавший богачу.
«Тпру» по-немецки?
Леля предлагает Гришке прокатиться на санях. Они отвязывают Гамбита и садятся в сани. Управлять конем плохо получалось, потому что конь не реагировал на приказы. Мальчики пробовали на разных языках, били вожжами.Наконец конь зашевелился. Но теперь он скачет и не может остановиться.
Лошадиное слово
Появилась версия, что он не понимает человеческий язык. Попробовали кричать на верблюжьем, но и это не помогло. Пробили часы полночь, наступил Новый год. На мальчиков напал страх, неужели они так и будут нестись и никогда не остановятся.На пути показался Цап-Царапыч. Он кричал, мальчик выронил вожжи. Произошло чудо, конь остановился.
С новым счастьем
Мальчики вышли и поздравили надзирателя с праздником. Он узнал их и решил записать имена. Он спросил, есть ли разрешение на катание. Они ответили положительно, соврали. Цап-Царапыч сел в сани. Они понеслись, надзиратель закричал. Дети так и не узнали, чем все закончилось. Так начался новый 1917 год.Февральский кондуит
О круглой земле, о больших новостях и маленьком море
Родители ушли в гости, оставив детей. Ося спросил брата, почему земля круглая. Тот отвечает свою версию. Звонит дядя и сообщает, что его выпустили из тюрьмы, и что в России революция.Мальчики обрадовались. Леля рассказывает Аннушке о революции, ее раненый сын плачет от радости. Ося надул в штаны.
Разговор по прямому проводу
Леля сообщает соседям наверху по телефону про переворот в стране, но девочка не разделяет его радости. Она больше радуется новому сервизу. Мальчик бежит к соседу.Цап-Царапыч гонится за луной, или что сказал об этом кондуит
На улице мальчика замечает надзиратель. Он гонится за ним, кричит, но Леля не слушается. На утро в кондуите появилась запись, что мальчик находился на улице поздно, вопреки запретам.«Вольно»- говорит солдат
Мальчики приводят Аннушкиного солдата в гостиную. На игрушечное ружье нацепляют Аннушкин красный платок. Он пытается одним пальцем сыграть на пианино «Марсельезу» и спеть. Аннушка вспоминает, что детям пора спать. Солдат командует: «вольно», и дети идут спать.Самоопределение Оськи
Дети лежат в кроватях и обсуждают революцию. Ося узнает, что вся его семья – евреи. Ночью возвращаются родители, уставшие и раздраженные. Они находят записку о революции. Отец исправляет ошибку в написании и обнимает сына. Он спрашивает, еврей ли их кошка.«Боже, царя»… передай дальше
В гимназии Леля сообщает о свержении царя. Надзиратель ругает его. Директор и батюшка совершают молитву. Дети шепчутся о революции.Степка пишет записку с призывом не петь гимн. Регент дает тон на гимн, но хор молчит. Регент поет гимн царю один. Все начинают смеяться. Директор приказывает молчать. Наступает тишина. Митька запевает «Марсельезу».
«На баррикадах»
Леля стоит на парте и ораторствует. Из-за печки поднимаются Балдин и Лизарский и начинают ему угрожать. Степка защищает Лелю. Начинается драка. Крик дежурного о приближении Франзеля останавливает драку. Объявляется перемирие до большой перемены.Большая перемена
Мальчишки играли в бабки. Степка призывает против царя. Лизарский –монархист. Начинается снежное сражение. Степка призывает прекратить драку, предлагает равенство и дружбу.Латинское окончание революции
Звонок прерывает драку. Учитель замечает распухшую щеку героя. Выяснилось, что он не знает урока. Отпускает его, надсмехаясь над ним. Учитель ставит ему единицу за четверть. Класс возмутился.«Романов Николай, вон из класса!»
Последний урок, природоведение, вел любимый учитель Никита Павлович. Он начал с разговора о революции. Степка заявил, что царь курит в классе – в портрет царя кто-то вставил папироску. Все засмеялись, кроме учителя. Он выставил портрет царя из класса.Степка-агитатор
Двор женской гимназии был отделен от мужского высоким забором. Через щели в нем передавали записочки. Учителя следили за соблюдением правил, но это не помогало. Старшеклассники перекинули Лелю через забор. Девочки окружили его.Начальница гимназии ввела героя в учительскую. все засмеялись. Теперь Леля боится подходить к забору после этого случая. Степка соглашается пойти вместо него.
Степка перелезает через забор и представляется гимназисткам. Он объясняет им о революции и свободе. Гимназистки поддерживают идею свободы.
Заговор
Вечером Степка сообщает о заговоре учителей против директора. Учителя планируют написать жалобу в комитет. Степка просит поддержать их на манифестации.На Брешке
На следующий день уроков не было. Обе гимназии вышли на манифестацию. Степка и другие ученики требуют свержения директора. Директор не смог прийти на демонстрацию из-за болезни. Чиновники и служащие города участвовали в демонстрации.Смещенный городской глава объявил о революции в Петрограде и отречении царя. Степка предложил убрать директора, но это не удалось. Учителя обсуждали ходатайство в комитет думы о снятии директора. Инспектор был уверен в благоприятном исходе. Степка почувствовал облегчение и радость. Рабочие присоединялись к демонстрации.
Галоши директора
Уроки не начинались, классы гудели. Надзиратель загонял гимназистов в классы. Степка узнал, что комитет уволил директора. Гимназисты были в восторге.Директор Стомолицкий входит в учительскую, где его встречают молча. Инспектор вручает ему бумагу с приказом об отстранении. Директор отказывается подчиниться и решает продолжить занятия.
Историк возмущен и требует, чтобы директор ушел. Гимназисты, услышав шум, начинают проникать в учительскую, скандировать: «Долой директора!». Директор, потрясенный, покидает учительскую. Все ликуют. Директор надевает шубу и фуражку, но забывает про галоши.
Степка бросил галошей в директора и засвистел вслед.
Вече на бревнах
Ученики устроили собрание для выбора делегатов на заседание педагогического совета с родительским комитетом. Выбрали Митьку, Степку и Шурку Гвоздило. Атлантида предложил объявить директору все начистоту.«Родителям на утешение»
Оскорбленный директор решил обратиться за защитой к родительскому комитету. Шалферов, председатель родительского комитета, удивлен. Он обещает поддержку и советует обратиться к секретарю комитета, которым является отец Лели и Оськи.Директор и Оська
Директору неловко просить его, так как он ранее отказал ему вакансии.Оська входит в гостиную и принимает директора за ветеринара. Он начинает задавать ему вопросы, а директор отвечает.
Отцы, папаши, батьки
В учительской проходит заседание родительского комитета с педсоветом. Степку не пустили на собрание из-за его поведения. Внезапно гаснет свет, зажигают лампу. Инспектор произносит речь. Мукомол из думы, Гутник, сказал слово в защиту директора, что при нем была дисциплина. Родители согласились с ним.Кондуит директора
Учитель Камышов возмущен свержением царя и невозможностью отстранить директора. Он критикует условия работы педагогов и обучения детей. Директор оправдывается, ссылаясь на закон и дисциплину. Машинист Робилко поддерживает революционные настроения и предлагает спросить мнения учеников.Присутствие духа
Заседание длится до поздней ночи. Директора Стомолицкого отстраняют от должности, временно обязанности директора возлагают на инспектора Ромашова. Он доволен решением.Шурка предлагает выборное управление, но его идею высмеивают. Он сконфужен и хочет уйти.
Цап-Царапыч ставит точку
Шурка выходит на улицу и встречает Степку. Рассказал ему, что директора выгнали и назначили инспектора. Степка разочарован.Реформа единицы
Учителя уходят домой. Надзиратель записывает Ламберга и Гвоздило в кондуит. В учительской вешают портрет Керенского. Учителя присягают Временному правительству на специальном молебне.Молитву всех классов отменили. Новый директор отменил отметки, заменив их словесными оценками. Тараканиус поставил Аркаше за четверть «совсем плохо с двумя минусам».
Протеже дамского комитета
Двор дома принадлежал хлебному банку, где работали женщину. Одна из них стала кухаркой, ее сын Аркаша поступил в начальное училище. Он был способным, учился отлично.Плюс минус Люся
Аркаша был влюблен в Люсю, дочь председательницы дамского комитета. Она тоже любила Аркашу, они вместе читали и гуляли. На елку она пригласила его, несмотря на запрет матери. Когда мальчик пришел к ним домой, мама Люси не пустила его. Она была недовольна, что дочь дружит с сыном кухарки.Мальчик расстроился, похудел, стал хуже учиться. Аркаша услышал на площади, что больше нет господ и рабов, и решил, что можно ему дружить с Люсей. Он написал ей письмо.
Письмо
Аркаша написал Люсе о революции и равенстве. Что он скучает по ней и похудел. Он предложил ей просто дружбу. Если она согласна, то должна написать ответ. Аркаша вложил в конверт ландыш и попросил уничтожить письмо.Учитель Монохордов
Учитель алгебры Монохордов был рыжим и толстым. Ученики называли его «Рыжий баргамот». Он все время хихикал. На уроке он заметил письмо Аркадия и забрал его. Он со смехом прочел его вслух. Весь класс смеялся. Аркаша сидел бледный.Ландыш в кондуите
Аркаша попросил вернуть ему письмо, но учитель со смехом положил его в журнал. Мальчик стал возмущаться. Тогда его отправили к директору. Тот отчитал его, напомнив, что он бесплатник. Припугнул, что может вылететь из гимназии. После этого мальчик сидел без обеда. Он понял, что мир все еще делится на платных и бесплатных.Книга вторая. Щвамбрания
Швамбранская революция
Поход «Бренабора»
Поход продолжался год и имел огромное значение для швамбранской истории. Императора звали Бренабор Кейс Четвертый, это имя заимствовано у автомобильной фирмы. На гербе страны появились автомобили.Отплытие
Утром на восходе отправились в поход. Пароход «Бренабор» был огромным и имел трамваи и извозчиков. Моряки пели гимн. Царь прочел напутствие. Ветер крепчал, но плавание шло благополучно.Битва при шараде
В гавани Матчиша эскадра бросает якорь, моряки охотятся на диких конь-яков. Они водились только в Швамбрании, имели голову буйвола и конское тело. Эскадра Джека Спутника пришла в Бальвонск и столкнулась с флотом Пилигвинии. Граф Уродонал объявил войну. Начался морской бой, который закончился поражением эскадры Джека Спутника.Заповедник героев
Остров Лукоморье был заповедником героев из книг. Они жили вне времени и сюжета. Вечером устроили гулянье с фейерверком. Все пили мед, так как усов не было.Закат был отменен
Дни пира совпали с революцией в России. Бренбор отрекся, временный правитель – Уродонал. Корабль переименован в «Каршандар и Юпитер».Конец кондуита
Хочу заседать
Леля решил организовать отряд бойскаутов из гимназистов. Весь класс захотел записаться в скауты.Комбинация из трех пальцев
В соседней школе состоялось первое собрание бойскаутов, где Лелю выбрали начальником главного штаба. Был принят устав бойскаутов, включающий три основных заповеди: верность Богу, своему слову и народу. Степку Атлантиду, который не верил в Бога, уговорили принять, что это – верность совести.Степка Гавря обещал бросить курить. Девчонок принимать в скауты не стали. Ребят было так много, что получилось два отряда. Леля стал начальником дружины, ему отдавали честь.
Сэр Роберт, святой Георгий и добрые дела
Святой Георгий стал покровителем скаутов. Ребята решили творить добрые дела. Но ничего не получалось, потому что у гимназистов была дурная слава, их все боялись. Стало скучно, мальчики начали снова курить.Баржа безруких кавалеров
В Саратов приплыла баржа георгиевских кавалеров. Почти у всех не было руки или ноги. На барже осталась немецкая каска с убитого офицера, к которой прилипли его волосы.Поражение Георгия-Победоносца
Степка Атлантида решил уйти из скаутов, раз они – за войну. Он демонстративно закурил. К нему присоединился другой мальчикАтлантида
На уроке географии Степка Гавря спросил, правда ли была Атлантида. Он пообещал найти в океане ее остатки. С тех пор он получил прозвище «Атлантида». Он несколько раз сбегал на фронт, но был возвращен.Вверх ногами
Степка научился читать, когда книга перед ним лежала вверх ногами. Его долго потом переучивали читать нормально. У него на все было свое оригинальное мнение.Канун
Голодные женщины на базаре избили городского голову. Утром заседала городская дума. В Покровске произошел взрыв, вызвавший любопытство и удивление жителей.Урок истории
Класс шумел, Алеференко попросил учителя объяснить ситуацию в России. Историк возмутился, что не газета, и не должен объяснять текущие события. Ученик ответил ему дерзко, учитель велел встать и стоять, но ученик не послушался. Вбежал инспектор, никто не встал.День, не записанный в кондуите
Пароход «Тамара» с красными флагами и пулеметами подходит к Покровску. На палубе стоят рабочие и большевики. Степка Атлантида спрыгивает на пристань и приветствует знакомых гимназистов.Конец кондуита
Весной гимназисты сжигают учебные дневники по древнему обычаю. На этот раз это символизирует конец старого режима. Ученики танцуют вокруг костра и декламируют стихи. Ученики пробираются в учительскую и пытаются открыть шкаф с кондуитом. Они решили сжечь его.Блуждающие острова
Крапива и поганки
Лето 1918 года прошло в боях с крапивой и поганками. На пути домой гимназисты встретили двух мужчин, которые попросили поделиться грибом. Они представились братьями и попросили поддержки. Один из них откусил кусок поганки, сказав, что от голода готов есть что угодно, а виновата в этом революция. Другой достал множество разных часов.Комиссар проверил время
Тут же появились бабы, которые стали обменивать часы на продукты. Появился комиссар, потребовал их документы. Один оказался научным работником, у другого не было документов. Комиссар их прогнал.Покорение брешки
В городе произошел погром, начатый дезертирами. Толпа разгромила винно-гастрономический магазин. Комиссар Чубарьков пытался остановить погром, но безуспешно. Пулемет, установленный на окне большого дома, выстрелил, и толпа разбежалась. Из подвала магазина вытащили утопленника, Чубарьков узнал его.Единственная тайна Швамбрании
Атлантида прислал записку об открытии ЕТШ. Леля расшифровал это как Единственная Тайна Швамбрании. Леля решил узнать, откуда он узнал о Швамбрании. Тот ответил, что ЕТШ- это единая трудовая школа.Точка, и ша!
Над гимназией взвился красный флаг. Заведующий Камышов объявил о преобразовании гимназии в советскую единую трудовую школу. Он представил нового временного заведующего, военного комиссара Чубарькова.Он объяснил, что школа будет единой, трудовой и для всеобщего народного образования. Некоторые гимназисты выразили недовольство свистом.
Деликатная миссия
Ввиду равноправия женского элемента, мальчики и девочки будут учиться вместе. Классы разделили на основные и параллельные. Организовали комиссию для выбора девочек в класс. Председателем выбрали Лелю.Группа мальчиков привела себя в порядок и отправилась в женскую гимназию. В четвертом классе не было учительницы, девочки читали вслух. Группа ворвалась в класс, что вызвало у девочек шок. Им объяснили, что это мирная депутация, что они будут теперь учиться вместе.
«Собачья полька»
В школе происходят громкие дела, ученики уходят с уроков. Классы пустуют. Учитель вызывает ученика к доске, но он не может решить задачу.«Внучки» бесформенные
Ученики выросли и донашивали старую гимназическую форму. Чубарьков привел в класс новичков, одетых не в форму, и державшихся кучкой. Внучки (начальное училище) столкнулись с неприятием со стороны средних учеников.Матч в «гляделки»
Девочки ввели новшества, включая игру в «гляделки». Лиза-Скандализа и Володька Лабанда соревновались на протяжении двух уроков и части большой перемены. Володька сдался, а Лиза продолжала смотреть неподвижно. Оказалось, что девочка давно была в обмороке.Учиться было некогда
Класс старался держаться пристойно при девочках. Соскоблены неприличные изречения. Каждый вечер устраивались танцы до утра. Старшеклассники выставляли дежурных с винтовками. Биндюг считал, что учиться не нужно.Шишка на ровном месте
На большой перемене раздавали сахар и горячий чай. Леля нес сахар домой для брата. Леля был выбран раздатчиком сахара в классе. Биндюг предложил не возвращать лишний сахар в канцелярию, а делиться им. Леля отказался, потому что не мог обманывать своих товарищей. Биндюг толкнул Лелю, и тот ударился головой. Он продолжил раздачу, несмотря на боль и кровь.Дыхание – 34
Леля шел в школу и заметил объявление на стене, где было написано о покушении на Ленина. Мальчик побежал в школу, чтобы сообщить, что Ленин ранен. Костя испугался, что вождь умрет. Мальчики попросили Лелю узнать у отца, выживет ли Ленин. Тот ответил положительно. В тот вечер не играли в Швамбранию.Права и обязанности новичка
Оська получил документы с резолюцией о принятии в школу за умственные способности. Мама горда, но сожалеет об отмене формы. Оська получает краткую лекцию о правах и обязанностях новичка. Оська надевает старую фуражку для формы. Оська демонстрирует свои навыки чтения и запоминания вывесок. Временно заведующий хвалит его за почерк.Учитель в маске
В школе преподавал гимнастику борец Синягин, бывший грузчик. В саратовском цирке проходил международный чемпионат французской борьбы. Синягин участвовал в схватке. В школе он оправдывался, что его уложили неправильным приемом. Класс выразил ему порицание, но Синягин доказал свою силу, позволив желающим взобраться на него.«Мир – это чемпионат»
Школа стала боготворить силачей, и французская борьба завладела школой. Мир был разделен на силачей и слабеньких, и жизнь швамбран протекала в чемпионатах и турнирах. Оська помешался на французской борьбе и боролся со стульями, подушками и собственным телом.Оська и Колька Анфисов проводят реванш на дворе. Гришка, второй силач класса, также участвует в борьбе. Матч проходит на «ковре», очерченном мелом, с песком на полу. Анфисов и Федоров борются до результата, используя различные приемы. Анфисов побеждает Федорова, вызывая ликование среди первоступенцев.
Решительная, до результата
Степка Атлантида, проходя мимо, спрашивает о причинах драки. Биндюг объясняет, что борьба полезна для развития и силы. Степка указывает на то, что сила одного человека ограничена, и предлагает объединить усилия для достижения большего. Но между мальчиками возникает конфликт. Биндюг и Степка Атлантида обсуждают свои отношения и прошлое.Э-мюэ и троглодиты
В класс приходит новый педагог истории Семен Игнатьевич Кириков, и его прозвище становится «Э-мюэ». Он оказывается добродушным, веселым, делит класс на троглодитов (пещерные жители) и человекообразных.Мамонты в Швамбрании
На четвертом уроке учитель произносит речь о конце истории человечества. Он утверждает, что большевики повернули Россию вспять к первобытному состоянию. Учитель предсказывает хаос, разруху и утрату цивилизации. Класс не верит и протестует.Степка исчезает, что вызывает беспокойство. Председатель школьного совета и Степка вошли в класс. Кириков был изгнан, и троглодиты начали готовиться к расправе с «внучками».
Вселенский хай
Оська и Леля обсуждают предстоящий вселенский хай, который был высшей формой гимназических бунтов. Вселенский хай был объявлен троглодитами, и Биндюг им командовал. Школа застыла в недобром благочинии, и никто не проявлял активности.Учитель Мелковский зашел в класс, ученики встали. Дежурный объявляет всех «внучков» отсутствующими, хотя они в классе. Биндюг объявляет хай открытым, начинается свист и грохот. Уроки сорваны, все человекообразные изгнаны. Парты перевернуты, начался вселенский хай.
«Бои продолжаются на всех фронтах»
Комиссар Чубарьков приходит на собрание троглодитов. Председатель Биндюг. «Внучки» осаждают дверь, но их не пускают. Комиссар пытается успокоить толпу, но зал отвечает грубостью. Чубарьков напоминает троглодитам о их прошлом поведении перед директором. Он объясняет преимущества нового учения, но его слова не находят отклика.Конь Калигулы
В класс врывается Степка на лошади комиссара, за ним идут «внучки». Комиссар предлагает проголосовать формально. Учитель математики берет слово. Он выражает политическую нейтральность и говорит с научной точки зрения. Он говорит, что революция способствует прогрессу и приобщению к науке.Биндюг и его сторонники отравлены духом старой гимназии и не ценят уроки. Голосование приносит поражение Биндюгу.
Школа кочует
Школа вынуждена переехать из-за военных действий. Город становится большим лагерем из-за близости фронта и военного положения. Здесь происходят взрывы и учения. Школа была переименована в Травточок из-за обилия верблюдов. Школа кочевала из одного здания в другое.Алгебра на каланче
Володька обратился к учителю Александру Карловичу с просьбой помочь ему нагнать «внучков». Родители были потрясены, увидев детей за книгами. Учитель помогал им после уроков, несмотря на голод. За две недели ученики значительно улучшили свои знания по алгебре.Успехи класса «Б»
Пришло известие, что в классе «Б» проходят уравнения высших степеней с несколькими неизвестными. Это вызвало удивление класса. Класс «А» предложил классу «Б» соревнование по алгебре.Ночь перед письменной
Команда «А» собралась для последней тренировки. Учитель гонял их по теории и задавал каверзные задачи. Команда решила их, учитель был доволен. Было поздно, и команда решила ночевать в школе.Когда Леля и Степа шли в аптеку, их остановил патруль и отвел в штаб. Там они встречают других ребят и Александра Карловича. Через пару часов их освобождает Чубарьков. На Брешке патруль ведет команду класса «Б» в штаб.
Не старый режим
Форсунов предлагает преподавателям занять места, а детям – парты. Команда, у которой сумма времени всех участников окажется меньшей, выигрывает двойной паек сахара. Первый, решивший задачу, награждается званием лучшего математика. Списывать запрещается.Задача с путешественниками
Задача была про двух путешественников. Учащиеся решают задачу, учитель ободряет их. Костя и Биндюг первыми сдают работы. Биндюг оказывается победителями. Из команды «А» правильно решили задачу восемь человек, из команды «Б» - семь. Команда «А» побеждает.Биндюг стал победителем, но у него находят шпаргалку. Лабанда бьет Биндюга за шпаргалку. Тогда сахар и славу разделили пополам между классами.
Красные везобедники
Школа переезжает из дома в дом, волоча парты, шкафы, глобусы и доски. Школьники помогают комиссару в борьбе с тифом, рисуя плакаты о сыпняки. Рисование проходит в холодной школе. Рисуют пальцами и бумажками. Комиссар чувствует головную боль, но продолжает помогать.Плохо дело
Комиссар болен тифом, он при смерти, его лечат самоваром. Папа подтверждает, что его лечат горячим паром. Из-за голода и работы организм его истощен. Ему делают уколы каждые шесть часов.Да - нет
Степка сообщает о кризисе комиссара. Мальчики боятся, что он умрет. Комиссар мечтает о фронте, но его не отпускают. Дети хотят его навестить, но им не разрешают.Гляделки на поправке
Комиссар поправляется, его перевозят на квартиру. Степка его навещает. Он предупреждает ребят, что комиссару нужен покой. Леля ищет для него книгу.Комиссар сильно похудел, но улыбается. Он расспрашивает о школе. Во время чтения книги он засыпает. Красноармеец на плакате пристально смотрит на мальчика, как в игре «гляделки». Комиссар просить пить, мальчик наливает ему чай.
Чай да сахар
Комиссар выглядит лучше. Леля приносит ему двухдневный паек рафинада. Комиссар сетует, что ему тяжело читать книги. Он пытается встать, но падает. Комиссар боится, что никогда не встанет. Леля насыпает весь сахар ему в чай. Комиссар благодарит его, но просит оставить немного сахара себе. Выясняется, что ему уже принесли сахар другие ученики. Комиссар упорно учится ходить заново с помощью Лели.Блуждание швамбран, или таинственный солдат
Школа кочевала, что влияло на положение Швамбрании. В Покровске появились вши и сыпняк, это отразилось на смертности в Швамбрании. Там учредили кладбище. Умер Джек, Спутник Моряков. Его убил граф Уродонал. Оська встретил солдата, который спросил про Швамбранию. Мальчик поверил, что эта страна реальна.Швамбрания первой ступени
Оська стал популярным в школе, благодаря своим знаниям. Он рассказал, где находится сахар. Даже завшколой его уважал. Оська нанес контуры Швамбрании на классную карту. Учитель географии пропал. Заведующий спросил о новой стране на карте. Оська смело отвечает, что это – Швамбрания. Заведующий пожаловался родителям на фантазию Оськи. Но мальчик сослался на солдата, который искал дорогу в Швамбранию. Оказалось, солдат искал штабрамию.Вход с улицы
В городе свирепствовал тиф, школа кочевала. Швамбрания меняла правителей и климат, но дом Лели и Оськи оставался на месте.Отец работал в эвакопункте. Люди «неподходящего знакомства» теперь приходили через парадный вход. Отец уважал большевиков, считая их настоящей властью с культурными тенденциями.
Троететие
На семью посыпались голодающие тетки из разных городов России. Две тетки из Витебска и Самары, третья – из Питера. Они устроились на работу. На досуге они рассказывали истории, воспитывали детей. Тетки узнают про Швамбранию и приходят в восторг.Мир и личность
Степка Атлантида и другие мальчики обсуждали личность и общество с тетками. Они считали, что личность должна быть свободной, а Степка утверждал, что главное – коллектив. Тетки говорили, что мир существует только сознании личности. Это понравилось мальчикам, они решили применить это в Швамбрании.Вокруг солнца
В приемную к отцу без очереди вломился новый комиссар, в котором отец узнал бывшего сапожника. Комиссар потребовал врача освободить квартиру для большевиков. Отец запротестовал, но комиссар предложил перевезти его семью в другую квартиру бывшего барина. Весть о переезде потрясла мальчиков.На новую географию
Семья вместе с тетками и вещами переехала на новую квартиру. Комиссар заметил в новой квартире люстру, оставшуюся от прежнего хозяина, но тетки заступились за нее.Владычество вещей
Семья располагается на новом месте. Мальчики ищут, где расположить Швамбранию. Отец произносит речь о ничтожестве вещей. Но когда мальчики разбивают блюдо, пытаясь его повесить на стену, отец гневается на них. Когда сыновья напоминают ему о его недавней речи, отец ответил, что надо сначала суметь приобрести вещи, а потом их презирать.Утеряны следующие документы
У семьи большевики забрали пианино для праздничного концерта. Папа грозился, что дело дойдет до Ленина, и сел писать жалобное письмо в газету. Когда мама вернулась домой, то напомнила, что под крышкой пианино она спрятала мыло и деньги. А мальчики там же спрятали швамбранские документы. Выручать все это они отправились вместе с мамой.Концерт в Тратрчоке
Мама попросила забрать из пианино вещи, красноармеец разрешил. Когда она ушла, ее заставили вернуться назад, потому что она якобы испортила пианино. Леля догадался в чем дело, нечаянно опустили модератор, и клавиши зазвучали тише. Мама исправила это. Красноармейцы успокоились и попросили ее сыграть. Но она ответила, что не играет полек. Леля стал играть польки, красноармейцы веселились. Потом попросили маму сыграть что-то серьезное, она сыграла увертюру. Возвращаясь, она удивлялась, как музыка облагораживает людей.Через несколько дней пианино вернули, помог в этом выздоровевший комиссар. В газете было написано про это, папа показывал всем статью.
Комиссар и дамки
Теперь в одной квартире с ними жил комиссар Чубарьков. Он полностью выздоровел. Мальчики рады были этому соседству. Комиссар легко обыграл Лелю в шашки.«Лапки-тяпки»
Оська научил комиссара играть в «лапки-тяпки». Надо было вовремя убирать ладонь с руки. Комиссар сначала проиграл, потом научился выигрывать.Папа подает надежды
В комнату заглянул папа и был возмущен, что у детей красные кисти рук. Они научили отца играть в «ляпки-тяпки». Доктор сначала проиграл комиссару, а потом научился и выигрывал. Вошедшие тетки были в шоке от их игры.Знакомства, дезертиры, сквозняки
В квартиру вселился новый жилец. Тетки сказали, что он – интеллигент. Он поцеловал им руки и дал свою визитку, где было написано, что он – марксист. В другой комнате расположилась комиссия по борьбе с дезертирством. Дом стал сквозным и шумным.Маркиз и солдафон
Тетки не разрешали мальчикам общаться с комиссаром, называя его «солдафоном». Но теткам очень нравился марксист. От него всегда пахло одеколоном, он пел под гитару. Тетки называли его «маркизом». Однажды он напоил комиссара. Тот упал, а потом придя в себя, долго искал нарушителя порядка, то есть - сам себя.Чем пахло мыло
Тайный пакет с мылом исчез. Папа подозревал комиссара, он решил сообщить в Чека. Пришли два комиссара для обыска. Они решили обыскать комнату маркиза. В его чемодане нашли этот пакет. Маркиз отрицал свою вину. Чубарьков обругал его. В пакете нашли записки мальчиков о Швамбрании, они показались подозрительными. Комиссар предложил мальчикам поехать в Чека.Швамбраны посещают Чека
В кабинете их встретили двое, попросили рассказать всю правду. Мальчики рассказали все про Швамбранию. Комиссары хохотали, мальчикам стало обидно. Их отвезли домой.Новый простор для блужданий
Семью опять переселили в новый дом. Это совпало с изменениями в Швамбрании. Новое увлечение – театр, открывшийся в Покровске. Труппа состояла из московских и питерских актеров. Питерская тетка не пропускала ни одной премьеры. Театр был переполнен.Швамбрания для взрослых
Гришка показал мальчикам закулисье, что произвело на них сильное впечатление. Швамбраны восхищались взрослыми, играющими в чужую жизнь. Во время спектакля отключили электричество, и спектакль продолжился при керосиновом освещении. Одна из ламп стала сильно коптить, угрожая пожаром. Мальчик закричал, актер потушил лампу.Разгадка гитика
Леля понял, что такое таинственный гитик. Это открывшийся в Покровске Институт театра и кино. При нем открылась детская студия, куда записались братья и их друзья. Они ставили пьесу «Принцесса и принц». Леля и Оська играли шута и гнома. Степка и Форсунов не приходят на спектакль, оказывается, их мобилизовали на фронт.Главный мужчина
Отец уезжает на Уральский фронт, где свирепствовал тиф. В дверях он сталкивается с пациентом, умолявшим его принять. Папа дает ему лекарства, потом уезжает. Леля чувствует себя главным мужчиной в доме.На твердой земле
Уроки нам и другим
Начался голод, отопления не было. Утром дежурный растапливал печку-«буржуйку». Она немного нагревала комнату. Мама давала уроки музыки.По дороге туда
Леля с братом собирали солому для печки. Потом они ставили тесто для хлеба. Электричества не было, освещались коптилкой. Леля утешает мать.Герой желудочного происхождения
Мама выменяла на керосин ракушечный грот с узницей из Швамбрании. Так погибла Черная королева. Зато вечером зажгли лампу. Швамбранская игра заключалась в воображаемом обжорстве и использовании меню из поваренной книги Молоховец. Главным поваром был Жорж Борман, последний герой Швамабрании, чисто желудочного происхождения. В Швамбрании наступила эпоха упадка, но случайное происшествие дало толчок расцвету государства.Дворец Угря
Дом Угря был одной из достопримечательностей Покровска, выстроенным немцем-богачом. Дом был похож на старинный боярский терем, ярмарочный балаган и висячие сады. Внутри дома размещалось Высшее начальное училище. После смерти владельца дом продолжал разрушаться, соседи растаскивали его по дворам.Приключение в мертвом доме
Швамбрания заняла уцелевшие этажи старого дома. Он стал местом швамбранских приключений. Комнаты были городами, только проход в подвал остался неисследованным. Братья провалились в подвал, там они нашли клад, но внезапно вошел кто-то с фонарем. Он стал ругать их и грозил убить. Голос сзади приказывает незнакомцу прекратить ругаться. Мальчики узнали Кирикова, учителя «Э-мюэ».Эликсир «Швамбрания»
Кириков рассказал о своем эликсире мировой радости, который делает всех здоровыми и веселыми. В пещере находится лаборатория эликсира, и Кириков планирует опубликовать свое открытие через год. Мальчики должны хранить тайну эликсира до его публикации.Алхимик Кириков и его ассистент Филенкин работали по ночам. Однажды друзья застали их веселыми, они пели и хлопали в ладоши. Аграфена тоже попробовала эликсир и стала веселой.
Донна Дина и кузнечики
В Покровск приехала двоюродная сестра мальчиков Донна Дина. Она оказалась дружелюбной, заинтересовалась Швамбранией. Дина была красивой, мальчики гуляли с ней по городу и гордились.Когда Фектистка утвердил фамилию
Дина стала помощницей Чубарькова и заведующей детской библиотекой. Для расширения библиотеки надо выселить буржуев из соседних комнат. Она организует первую ребячью книжную дружину, предлагает Леле стать ее помощником. Он хочет стать матросом революции. Ухорсков, бывший ученик жестянщика, предлагает Леле стать председателем газетного кружка.Подданные новой страны
Дина решила, что Леля не может быть председателем кружка, потому что не вполне сознательный. Ему стало стыдно за свои мечты о Швамбрании. Клавдия становится председателем. Леля остается в библиотеке и работает там после школы. Он организует литературный кружок и выпускает журнал. Библиотека становится популярной. Ребята помогают с дровами и керосином. Чубарьков поддерживает библиотеку.Простая земля
Мальчики проводят большой вечер с родителями, приглашая их в библиотеку. Приходят только матери. Они пили чай со швамбранским сахаром. Им показывали выступление детей на сцене в пьесе Гоголя. Потом дети пели и танцевали. Матери были восхищены. Они благодарили за праздник.Леля осознает, что Швамбрания исчезает. Дина объясняет, что иллюзия, только пролетариат может создать мир на земле.