1. Фригато
  2. /
  3. Краткие содержания
  4. /
  5. Матильда

Краткое содержание книги «Матильда» Роальда Даля

Настройки

Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона

Самое первое из произведений английского писателя создано в 1988 году. Оно сразу получило бешеный успех, благодаря своей задумке, а также доброте и глубокой морали. Было несколько раз экранизировано, аудиоверсию озвучила известная актриса Кейт Уинслет. Слава о книге распространилась далеко за пределами Великобритании. Первоначально она была написана для детей, но читая книгу Роальда Даля «Матильда», краткое содержание по главам которой представлено ниже, увлекаются даже взрослые. Она заставляет родителей по-другому взглянуть на воспитание детей.

Главные действующие лица

  • Матильда – девочка-вундеркинд, обладающая невероятными способностями, добрая и умная.
Второстепенные лица
  • Мисс Дженнифер Хани – молодая учительница, добрая, несчастная, обманутая женщина.
  • Мисс Транчбуль – ее тетя, директриса школы, властная, лживая, злая, жестокая женщина.
  • Мистер Вормвуд – отец Матильды, торговец автомобилями, хитрый, гневный, мошенник.
  • Миссис Вормвуд – мать Матильды, равнодушная, спокойная женщина.
  • Майкл – старший брат Матильды.
  • Лэвиндер – ученица, подруга Матильды. 
  • Брюс Богтроттер – ученик, любит поесть вкусно.
  • Мистер Трибли – заместитель директора школы.
  • Миссис Фелпс – заведующая библиотекой. 
  • Фред – шестилетний мальчик, приятель Матильды, владелец говорящего попугая.
  • Гортензия, Найджел Хикс, Руперт, Эрик Инк, Уилфред – одноклассники Матильды.
  • Аманда, Джулиус Ротвинкль – дети, пострадавшие от злобы директрисы.
  • Мисс Примзоль – учительница старших классов. 


Читательница

Родители часто преувеличивают достоинства своих детей. Учителя мстят им, описывая в характеристике их детей в негативном свете. 

Мистер и миссис Вормвуд не замечали способностей своей дочери Матильды. Она была умна и рано научилась читать и писать, но родители не ценили ее. Матильда научилась сама читать в три года. В четыре она уже читала взрослые книги в библиотеке. Миссис Фелпс была удивлена способностями девочки. Матильда выбрала «Большие ожидания» Диккенса в библиотеке. Она часами читала книгу, увлекаясь приключениями Пипа и мисс Хэвишэм. Миссис Фелпс наблюдала за ней с восхищением.

Она стала читать книги Бронте, Остин и других авторов. Девочка много времени проводила в библиотеке. Матильда создала себе читальный зал в своей спальне и проводила там целые дни.

Мистер Вормвуд, великий торговец автомобилями

Отец Матильды, мистер Вормвуд, торгует подержанными автомобилями. Он использует опилки для обмана клиентов, подсыпая их в двигатель. Также он изменяет показания спидометра, используя высокоскоростную дрель. 

Матильда и ее отец имеют сложные отношения, но девочка продолжает читать и наслаждаться книгами.

Мистер Вормвуд хвастается своими методами, но Матильда не одобряет его действия. Отец и мать ссорятся из-за честности и поведения Матильды. Она решает постоять за себя и отомстить отцу. 

Шляпа и суперклей

Матильда намазывает шляпу отца суперклеем с внутренней стороны. Отец не может снять шляпу с головы и выглядит смешно. Он вынужден носить ее теперь днем и ночью. Мать срезает шляпу ножницами, оставляя след на голове отца. Матильда шутит, что теперь люди подумают, что у него вши. Отец в ответ повышает на девочку голос.

Привидение

Мистер Вормвуд снова вернулся домой раздраженным и начал кричать на дочь. Он вырвал старицы из книги Матильды и выбросил их. Она снова решает отомстить отцу, используя попугая Фреда. Она договаривается с Фредом одолжить птицу на ночь.

Матильда прячет попугая в камине в столовой. Вечером птица начинает говорить, что пугает семью. Все слышат голос попугая и думают, что в доме воры. Они вооружаются и идут в столовую, но никого не находят. Тогда появилась версия, что в доме завелось привидение.

Отец выбежал из дома первым. Утром Матильда достала попугая из камина и отнесла хозяину, сказав, что они хорошо повеселились с ним.

Арифметика

Матильда использует ум для наказания злых родителей. Отец становится менее заносчивым после ее проделок. Он хвастается прибылью от продажи машин. Матильда подсчитывает в уме сумму, отец обвиняет ее в мошенничестве. 

Платиновый блондин

Девочка решает наказать отца за грубость. Она крадет краску для волос матери. Мистер Вормвуд гордился своими черными волосами и использовал лосьон «Фиалковое масло». Матильда решила подшутить над отцом, смешав лосьон с краской для волос матери.

Отец случайно окрасил волосы в грязно-серебристый цвет. Мать и сын были шокированы изменением цвета волос отца. Мистер Вормвуд не мог понять, что произошло, и требовал зеркало.

Мать объяснила, что краска была слишком концентрированной и могла вызвать выпадение волос. Матильда предложила отцу вымыть голову с мылом. Мать предложила покрасить волосы в черный цвет, чтобы скрыть изменение цвета. Мистер Вормвуд решил обратиться к парикмахеру для экстренной покраски.

Матильда заметила, что отец иногда делает глупости. Мать согласилась, что мужчины не всегда поступают умно. Мать позвонила в парикмахерскую, чтобы договориться о покраске.

Мисс Хани

Матильда пошла в школу позднее остальных детей, потому что родители не очень заботились о ее образовании. Школа находилась в мрачном здании Кранчем-холл, где училось двести пятьдесят учеников. Заведовала школой строгая мисс Транчбуль. 

Учительница была молодой и тихой женщиной, звали ее Мисс Хани. Она внушала детям тепло и понимание, в отличие от заведующей. Дети любили учительницу. Мисс Хани вручила ученикам тетрадки и объяснила важность дисциплины. Матильда, единственная в классе, умела умножать на два и другие числа. Мисс Хани была удивлена способностями Матильды и начала расспрашивать ее. 

Матильда призналась, что не знает, как научилась умножать. Мисс Хани пыталась выяснить, кто научил ее, но девочка не знала ответа. Учительница не могла поверить, что Матильда сама научилась читать и считать. 

Матильда легко решает сложные математические примеры. Мисс Хани удивлена ее способностями и сравнивает ее с гениальными детьми. Матильда читает стихи, которые ей нравятся. Она даже сочиняет шуточные стихотворения, но не всегда успешно. Она сочинила стихотворение о мисс Хани, которое ей понравилось. Она говорит, что ей нравятся книги Диккенса, они заставляют ее смеяться. 



Транчбуль

Мисс Хани осознает, что Матильда обладает необычайными способностями. Она решает, что Матильду нужно перевести в старший класс. Мисс Хани пошла в кабинет директора. Она боялась мисс Транчбуль, которая одевалась странно, выглядела устрашающе и часто гневалась.

Мисс Хани рассказала ей о Матильде, дочери владельца автосалона. Мисс Транчбуль считает Матильду плохой девочкой. Мисс Хани возразила, что она – гений. Мисс Транчбуль не поверила в способности Матильды. Мисс Хани решает помочь Матильде, несмотря на сопротивление директрисы. 

Родители

Мисс Хани просит учебники у учителей старших классов. Она предлагает Матильде изучать эти учебники во время уроков. Мисс Хани уверена, что девочка сможет перевестись в старший класс позже. 

Матильда проявляет выдающиеся способности в геометрии. Мисс Хани решает поговорить с родителями девочки. Она приходит к Вормвудам, чтобы сообщить о способностях их дочери. 

Родители не проявляют интереса к словам учительницы. Миссис Вормвуд критикует чтение книг и считает, что внешность важнее. Мистер Вормвуд поддерживает жену и не видит пользы в математических способностях дочери. Мисс Хани понимает, что родители не ценят девочку, она решает продолжить попытки убедить их в талантах дочери.

Метательница

Матильда кажется обычной пятилетней девочкой, но ее умственные способности очевидны. Она в школе легко заводит друзей. Дети знают о ее способностях, но не интересуются ими. Гортензия рассказывает Матильде и Лэвиндер о директрисе. Трачбуль ненавидит маленьких детей и использует «душегубку» для наказания.

Гортензия делится историями о своих проделках против директрисы. Она вылила сироп на стул Трачбуль, подсыпала порошок ей в штаны. У нее началась чесотка. За это девочку заперли в душегубке. 

Транчбуль всегда отгадывает, кто натворил пакость против нее. Она выбросила Джулиуса Ротвинкля из окна за поедание конфет. Он сломал несколько костей. Трачбуль приказала Аманде отрезать косички, но та отказалась. Тогда она раскрутила девочку и бросила ее через ограду. Аманда приземлилась на футбольное поле.

Родители не жалуются на Транчбуль, так как боятся ее. Гортензия объясняет, что директриса обращается с родителями так же, как с детьми.

Брюс Богроттер и торт

Матильда объясняет Лэвиндер, что Транчбуль остается безнаказанной, потому что ее действия кажутся невероятными. Она доводит дела до конца, чтобы никто не поверил в ее поступки. Матильда предупреждает Лэвиндер о том, что директриса опасна, и нужно быть осторожным. 

На следующий день ученики видят, как Транчбуль использует хлыст и обвиняет Брюса в краже торта. Кондитер подтверждает, что видела, как Брюс ел торт. Транчбуль предлагает Брюсу попробовать новый торт, который она заказала специально для него. Тот сомневается, но соглашается попробовать. 

Дети напряженно ждут, что произойдет дальше. Они предполагают, что в торт может быть добавлено что-то опасное. Брюс осторожно отрезает кусочек торта и начинает его есть. Все дети удивлены, что директриса не устроила какую-то ловушку. 

Транчбуль заставляет мальчика съесть весь торт, угрожая наказанием. Он начинает есть, несмотря на сопротивление. Директриса продолжает давить на него. Мальчик ест, несмотря на тошноту и усталость. Публика поддерживает его, и он побеждает. 

Транчбуль в ярости, она разбивает блюдо о его голову. Мальчик остается невредимым, несмотря на удар. Транчбуль уходит со сцены, преследуемая кондитером. 



Лэвиндер

Мисс Хани предупреждает учеников о поведении на уроке с Транчбуль. Лэвиндер назначается ответственной за графин с водой и стакан. Она с радостью согласилась. В голове девочки рождались великолепные планы мести директрисе. Она решила использовать для этого тритона. Девочка поймала его и посадила в пенал.

В школе Лэвиндер прячет тритона в графин директрисы. 

Еженедельный опрос

Директриса приходит в класс и начинает опрос. Она критикует учеников за внешний вид и поведение. Найджел Хикс вызывает ее гнев. Транчбуль обвиняет Найджела в неряшливости. Она ставит мальчика в угол.

Найджел говорит, что класс научился произносить слово «затруднительность». Директриса сомневается в этом и требует доказательств. Пруденс легко справляется с заданием, что удивляет Транчбуль. Найджел объясняет, что мисс Хани учит детей произносить слова по букам с помощью песенки. Транчбуль критикует метод и требует оставить его в прошлом. 

Она проверяет, как дети умножают. Руперт ошибается, и Транчбуль поднимает его за волосы, чтобы заставить повторить ответ. Мальчик повторяет, и директриса отпускает его. Дети загипнотизированы зрелищем. Транчбуль продолжает критиковать детей, утверждая, что они не должны быть маленькими. 

Эрик Инк пытается возразить Транчбуль, что она тоже была маленькой. Транчбуль требует от Эрика произнести слово «коллектив» по буквам. Он ошибается, и директриса поднимает его за уши, чтобы заставить повторить ответ.

Учительница умоляет отпустить мальчика, опасаясь за его уши. Транчбуль утверждает, что уши не оторвутся. Эрик продолжает визжать, Матильда удивляется происходящему.

Транчбуль критикует мисс Хани за мягкость к детям. Директриса сравнивает детей с насекомыми и мечтает избавиться от них.

Матильда утверждает, что читала «Николаса Никльби». Транчбуль не верит и угрожает ей. 

Первое чудо

В стакан Транчбуль попадает тритон. Она в шоке и обвиняет Матильду. Девочка отрицает свою вину, но директриса не верит ей. Транчбуль угрожает Матильде изгнанием и исправительной школой. Матильда отказывается садиться, несмотря на угрозы. Директриса угрожает Матильде ремнем. Девочка чувствует нарастающий гнев и ненависть к директрисе.

Она замечает, что ее глаза излучают энергию. Она направляет эту энергию на стакан с тритоном, и стакан падает. Вода и тритон выливаются на директрису, вызывая ее ярость. Класс поддерживает Матильду, обвиняя директрису в падении стакана. Директриса уходит, не найдя виновного. Мисс Хани объявляет конец уроков и отпускает детей.

Второе чудо

Матильда решает рассказать учительнице о произошедшем. Она объясняет, что сделала это силой своих глаз. Матильда демонстрирует способность передвигать предметы без касания. Она велела стакану упасть со стола. Учительница удивлена и восхищена, но просит быть осторожнее. Девочка рассказывает о своих ощущениях и чувствах во время использования способностей. Мисс Хани пытается понять, как это связано с ее умом и развитием. Она предложила девочке пойти к ней домой и выпить чаю. Матильда попросила учительницу никому не говорить об этом.

Домик мисс Хани

Матильда и мисс Хани идут по проселочной дороге, обсуждая ее способности. Они подходят к калитке, и мисс Хани пропускает Матильду. Она замечает, что учительница живет одна.

Дом мисс Хани маленький и простой, с двумя окнами и крышей из серого шифера. Учительница читает стихи Дилана Томаса, что трогает Матильду.

Девочка помогает мисс Хани приготовить чай, набирая воду из колодца. Дом у нее без удобств. Матильда удивлена. Мисс Хани предлагает выпить чаю, и девочка садится на перевернутый ящик. Учительница размышляет о способностях Матильды. 


История мисс Хани

Матильда замечает, что мисс Хани живет в бедности, несмотря на хорошую зарплату. Учительница объясняет, что она живет скромно из-за личных причин. Она рассказывает свою историю. 

Мисс Хани родилась в богатой семье, но после смерти матери и отца осталась с тетей. Она стала опекуном девочки и превратила ее жизнь в кошмар. Мисс Хани боялась тетю и выполняла всю домашнюю работу, чтобы избежать наказания.

Мисс Хани была блестящей ученицей, но не могла поступить в университет из-за необходимости помогать тете. Она поступила в колледж в Ридинге, но продолжала выполнять домашнюю работу после занятий. Тетя требовала от нее деньги за содержание, что усугубляло ее положение.

Мисс Хани переехала в маленький дом и начала новую жизнь, но все еще чувствует себя одинокой. Она благодарна Матильде за возможность поделиться своей историей и надеется на понимание. Мисс Хани рассказала, как сбежала из дома, чтобы жить самостоятельно. Она смогла прожить два года на один фунт в неделю, покупая только необходимые продукты. 

Мисс Хани не может доказать, что дом принадлежит ей, так как завещание отца не найдено. Мисс Хани рассказывает о завещании, которое якобы оставил ее отец. Она уверена, что это – подделка, но не может доказать это. Матильда узнала, что тетя учительницы – Транчбуль. 

Имена

Транчбуль сумела доказать, что дом принадлежит ей. Мисс Хани не может нанять адвоката из-за отсутствия денег и влияния тети. 

Мисс Хани просит Матильду повторить фокус с передвижением предметов. Девочка отказывается. Мисс Хани провожает Матильду домой. Девочка обещала не рассказывать никому о разговоре с мисс Хани.

Учительница чувствует, что Матильде нужно время, чтобы обдумать услышанное. Девочка спрашивает мисс Хани об ее отношениях с отцом и мисс Транчбуль. Мисс Хани подтвердила, что отец и директриса называли друг друга по именам. Значит, они хорошо знали друг друга. Девочка что-то поняла, но не сказала вслух.

Тренировка

Матильда приходит домой и решает потренироваться в использовании своей способности передвигать предметы. Она начинает с сигары, которую может двигать и поднимать. Постепенно ее навыки улучшаются, и она может удерживать сигару в воздухе. 

Матильда разрабатывает план помощи мисс Хани. Она решает использовать свои способности, чтобы изменить поведение мисс Транчбуль.

Третье чудо

В четверг мисс Транчбуль ведет урок, проверяя таблицу умножения на три. Матильда наблюдает за происходящим, готовясь к действию. Она решает использовать свои способности, чтобы изменить поведение мисс Транчбуль. Она решает действовать, когда директриса будет вести урок.

Мисс Хани и Транчбуль спорят о методах обучения. Директриса критикует учительницу за неправильное обучение. Уилфред не может решить примеры на умножение. Найджел замечает, что мел на доске движется сам по себе.

На доске появляется имя «Агата» и угрозы. Транчбуль падает в обморок. Ученики и учителя в шоке от произошедшего. Найджел выливает воду на голову директрисы. Ее уносят в медпункт.

Новый дом

Транчбуль исчезает из школы. Мистер Трилби обнаруживает, что дом ее пуст. Мисс Хани получает письмо о наследстве. Мисс Хани переезжает в «Красный Дом». Матильда часто посещает мисс Хани. В школе происходят изменения, мистер Трибли становится новым директором.

Матильду переводят в старший класс, где она проявляет свои таланты. Мисс Примзоль замечает ее способности. 

Матильда теряет способность двигать предметы взглядом. Мисс Хани объясняет это изменением условий жизни.

Матильда рассказывает о своих наблюдениях за животными. Мисс Хани делится своими знаниями. 

Родители Матильды собираются уехать в Испанию. Матильда в шоке, бежит к учительнице. Та объясняет, что отец девочки связан с преступным миром. Матильда решает остаться с мисс Хани.

Она просит родителей разрешения на это. Те соглашаются, но без энтузиазма. Матильда и мисс Хани обнимаются. Родители уезжают, не оборачиваясь.


    В среднем, пользователи прочитывают текст за 5 мин.


    Добавить в избранное


    Похожие материалы:
    Присоединяйтесь к обсуждению
    0 комментариев
    Новое