1. Фригато
  2. /
  3. Краткие содержания
  4. /
  5. Река играет

Краткое содержание рассказа «Река играет» Короленко

Настройки

Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона

Произведение написано автором под впечатлением поездки на Святое озеро, именуемое в народе Светлояром. Это место особое, его почитают люди разных вероисповеданий. Оно окутано легендами, будто бы в нем затонул древний город, и по ночам слышен колокольный звон, раздающийся из глубины. Рассказ Владимира Короленко «Река играет», краткое содержание по главам которого представлено ниже, наполнен фольклором нижегородских жителей того времени.

Действующие лица

  • Автор – рассказчик, сам писатель.
  • Тюлин – паромщик лет пятидесяти, простой мужичок со склонностью к винопитию.
  • Иван – его сын, мальчик лет десяти.
  • Разные персонажи, путешественники, требующие перевезти их с одного берега на другой.


I

Повествование ведется от первого лица. Автор просыпается на берегу реки Ветлуги в Нижегородской области. Не понимает, как он тут оказался. Понемногу начинает вспоминать. Он приехал на Святое озеро и провел там всю ночь. Обычно в это время там собираются люди разной веры.

Утром, устав, он пошел в лес, вышел на берег реки, упал и заснул крепким сном.

II

Мужчина любуется красотой здешних мест. Ему кажется здесь все знакомым, будто это уже было когда-то.

III

Незнакомый мужской голос окликивает автора. Он оборачивается и видит мужчину средних лет. Это – паромщик Тюлин, видно, что он вчера крепко выпил. Теперь страдает от головной боли. Паромщик глядит на играющую реку и беспокоится, что волны могут унести его лодку.

Его сын Иванко, десятилетний мальчик, помогает отцу. К берегу подходит крестьянка с двумя детьми. Младшего держит на руках, девочка постарше ухватилась за подол матери. Женщина просит переправить ее на другой берег. Видно, что она недолюбливает Тюлина.

А на другом берегу паромщика зовет мужик Евстигней. Тюлин жалуется на плохое самочувствие и просит сына переправить бабу на другой берег. Признается, что страдает слабостью к вину.

IV

Иванко останавливается на другом берегу и подбирает Евстигнея, перевозит через реку. Тот присаживается у шалаша и справляется о здоровье Тюлина. Затем он просит его переправить на тот берег лошадь, запряженную в телегу с помощью парома.

Тюлин долго отказывается, зная, что это – нелегкий труд. Но потом соглашается все же, зовя на помощь рассказчика. Паром поплыл, подхваченный быстрым течением. Но тут выясняется, что Тюлин не взял с собой длинные шесты. Без них управлять паромом очень сложно.

Все начинают волноваться, но паромщик спокоен.

V

Паром уносит течением все дальше, кажется, ситуация вышла из-под контроля. Баба на берегу отчаянно машет руками и что-то громко кричит. Но в трудной ситуации проявляется характер Тюлина.

От его немощи и расслабленности не остается следа. Мужичок преображается под влиянием стресса, собирает волю в кулак и мужественно правит паромом. Дает указания Евстигнею, паром уже идет против течения. Через пару часов они прибывают к нужному месту.

Теперь все присутствующие уважительно смотрят на паромщика, удивляясь его преображению. Евстигней хвалит Тюлина, подтверждая еще раз, что талант пропить невозможно. Лошадь с телегой грузят на паром и перевозят на другой берег.


VI

Автор в ожидании парохода прогулялся по деревне и снова вернулся к реке. Тюлин, весь промокший, тянет лодку, которую все же унесло волнами.

К нему подходит Ивахин, местный торговец. Он вчера обсчитал артельщиков, а теперь надо снова их упрашивать за бутылку, чтобы они притащили плоты. Иначе их может унести разбушевавшаяся река.

Тюлин перевозит его на другой берег, где слышно разгульное пение артельщиков. Ему удалось уговорить рабочих за дополнительную плату, и они быстро перетаскали все плоты.

Когда Тюлин вернулся, автор спросил у него, не избили ли рассерженные артельщики Ивахина. Тот ответил отрицательно, но у него самого рассказчик заметил под глазом синяк. Выяснилось, что били не Ивахина, а Тюлина. Но тот скрывал этот факт.

Послышались крики, это артельщики звали Тюлина. Рассказчик предостерег паромщика, ведь его снова могут побить. Но тот сказал, что они хотят помириться и угостить его спиртным. Тюлин проворно отправился на лодке на другой берег.

VII

К реке подъехал мужик на телеге, спросил, где паромщик. Узнав, что на другом берегу, расположился в ожидании. Начал рассказывать об обычаях местных деревенских жителей.

Подошли еще два странника, сели у костра. Продолжили рассказ о местных людях. В основном они – староверы. Женщины носят черное, собираются все на Святом озере, раскладывают старинные книги священные и молятся.

Один из ожидавших рассказал, как нанялся в работники к ним. Заночевал в доме, утром проснулся и увидел, как бабка собралась молиться у икон. Гость слез с печки и тоже собрался молиться с ней, начал совершать крестное знамение. Но та замахала руками, прогнала. Нельзя, значит, православным людям вместе с ней молиться.

Полез он обратно на печку. Смотрит, бабка ушла, дед принес свои иконы и собрался молиться. Гость опять слез и собрался перекреститься. Но дед тоже его прогнал. Полез гость обратно. Когда дед унес свои иконы, молодая девка принесла только распятие и тоже молиться собралась. Она тоже не согласилась молиться вместе с гостем. Получается, что в одном доме жили трое разной веры.

Староверы не любили православных, считая их развращенными. А сами они творили не совсем хорошие дела. Было известно, как один взял жену своего брата, когда тот на войну ушел.

VIII

На рассвете пришли люди из Уреня – соседнего села. Стали звать паромщика. На середине реки показалась лодка Тюлина. Он перевез их на другой берег, но Ефим не сел с ними. Объяснил тем, что не любит этих людей.

Пришел пароход, рассказчик сел на него. Воспоминания переполняли его душу.


Основная мысль произведения. Автор изобразил типичного представителя русских крестьян, уроженцев Нижегородского края в частности, склонных к пьянству и лени. Но в трудное время они могут собрать свою волю в кулак и преобразиться. Они демонстрируют свои способности, ловкость и ум, несмотря на свою внешнюю расслабленность и леность. Также в рассказе живописно изображены старообрядцы Нижегородья, слишком строго оценивающие людей и снисходительно относящиеся к себе самим. У них существуют строгие правила, которые они соблюдают лишь внешне, не следя за состоянием души, а также негативный настрой к православным.


    В среднем, пользователи прочитывают текст за 3 мин.


    Добавить в избранное


    Похожие материалы:
    Присоединяйтесь к обсуждению
    0 комментариев
    Новое