1. Фригато
  2. /
  3. Краткие содержания
  4. /
  5. Медея

Краткое содержание трагедии «Медея» Еврипида

Настройки

Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона

После постановки трагедия не сразу завоевала сердца зрителей. Прочитав в кратком изложении содержание трагедии Еврипида «Медея» по явлениям, читатель сможет легко разобраться в смысле созданного текста произведения и сюжете.

Действующие лица:

  • Медея является царевной Колхиды и внучкой Гелиоса. Она наделена способностью колдовать, влюблена и помогает возлюбленному Ясону в его путешествии.
  • Ясон – царь Фессалии, которого все знают, как героя многих мифических сказаний Древней Греции, он руководил сложным походом отважных аргонавтов. Влюбился в Медею. С течением времени принимает решение жениться на юной царевне коринфского царства.
  • Эгей – молодой бездетный царь Афин.
  • Креонт – царь Коринфа.
  • Сыновья Медеи и Ясона.
  • Кормилица.
  • Дядька.
  • Вестник.


Хор коринфских женщин.

Коринф – место действия трагедии. Зрители видят дом, в котором живёт семья Медеи. Еврипид повествует о страшных злодеяниях героини, которые изменяют судьбы многих людей, включая и Медею.

Явление 1

С самого начала зрители внимают голосу Кормилицы. Слова женщины звучат прологом, они знакомят с героями трагедии. Медея – коварная волшебница, влюблена в Ясона, склонила дочерей к убийству отца, за что была изгнана. Ясон совершает предательство, он желает взять дочь правителя Коринфа Креонта в жёны. Медея горько переживает содеянное мужем, её не могут утешить дети, рождённые от него, мать может совершить страшный грех. Об этом и предупреждает Кормилица.

Явление 2

Из предыстории ясно, что Ясон (наследный царь), чтобы стать законным правителем греческого города Иолка, должен совершить подвиг. В это время городом правит захвативший власть Пелей (старший родственник Ясона). Ясон отправляется в Колхиду за волшебным золотым руно. Только добыв сокровище, можно было вернуть трон. Такое путешествие грозило многими опасностями: Ясону предстояло сразиться с драконом. Медея помогает усыпить дракона, охранявшего руно:

Убила она крылатого «змия», сторожившего сокровище. Дракон спал, обвившись вокруг «Руна Златого».

Такие слова произносит колдунья, разговаривая с Ясоном, вспоминая о помощи, какую она оказала ему во время путешествия.

Правитель Колхиды приказал Ясону выполнить тяжёлое задание – вспахать пашню огнедышащими быками. Потом, добыв руно, путешественники решают сбежать с добычей.

Влюбившись в предводителя аргонавтов, девушка-колдунья убивает своего правящего брата и разбрасывает части его тела вдоль всего морского берега. Жители Колхиды твёрдо чтили обычаи и не смогли оставить человеческие останки. Люди должны были похоронить убитого. Погребение отвлекло преследователей от похитителей сокровища, и аргонавты успели уплыть далеко.

Ясон дал обещание Медее, что женится на ней. Приехав в родной город, он, используя обман и волшебство своей жены, получает трон. Пелей был уже пожилым правителем. Дочери желали, чтобы правление их отца продолжалось как можно дольше. Медея подговорила девушек совершить убийство собственного отца. Девушки, сами того не желая, поддались на уговоры коварной колдуньи. Она пообещала им, что только после умерщвления она сможет омолодить и снова вернуть к жизни Пелея. Царевны совершили убийство, но Медея отказалась воскрешать уже зарезанного царя. Жители преисполнены ярости, поэтому выгнали царевен за отцеубийство, а Ясон и Медея, забрав детей, бежали в Коринф.



Явление 3

Царь Коринфа воспитал красавицу-дочь. Царь предложил Ясону взять царевну в жёны. Вместе с ней Ясон должен был получить и всё царство Коринфа. Креонт поставил обязательное условие: Ясону следовало развестись с Медеей. Царь смог уговорить Ясона согласиться на данное предложение, так как Ясон уже стал бояться своей жены-колдуньи.

Царь Креонт открыто говорит бывшей жене Ясона, что он боится её ума и сил зла, которые на стороне обиженной женщины. Царь велит Медее, забрав детей, покинуть город:

«…колдунья с темными очами, … прочь…из всех моих владений».

Медея не знает в чём состоит её вина, спрашивая правителя, за что он её изгоняет. Креон говорит женщине в глаза, что он боится её чар:

«По городу молва идет, что месть

Готовишь мне и жениху с невестой».

Поэтому царь хочет всех своих друзей и дом оградить от колдовских чар уязвлённой женщины.

Медея не хочет находиться рядом с предателем-мужем, желая ему жестокого отмщения.

Явление 4

Ясон решает встретиться с бывшей возлюбленной и разговаривает с Медеей, объясняя, что задуманный брак с царственной особой спасёт положение их сыновей, даст необходимую защиту и определённый статус в обществе, но бывшая жена не верит услышанным оправданиям, не понимает и не прощает мужа.

Ясон, обращаясь к Медее, говорит, что …не потерпит нужду своих детей, когда они вместе с матерью будут изгнаны из царства».

Он пытается объяснить, зачем в этой ситуации нужен новый брак. Ясон приводит весомые аргументы, чтобы оправдаться в глазах Медеи, но всё тщетно. Гнев завладел умом и сердцем оскорблённой женщины.

Кормилица хочет уберечь сыновей Медеи от гнева собственной матери. Женщина предостерегает мальчиков, говоря, чтобы они не попадались на глаза разъярённой Медеи. Кормилица не знает, как поступит мать, поражённая горем. Рабыня с болью в сердце говорит о том, что отягощённая горем и предательством жена не успокоится, пока не убьёт кого-нибудь в знак отмщенья за свою сердечную боль и уязвлённое самолюбие.

«Так пусть же мстит врагам, а не друзьям».

Явление 5

Медея ненавидит мужа. Она проклинает своих сыновей и их отца, заодно желая, чтобы весь их совместный дом сгинул. Все, кому не безразлична судьба семьи Медеи, ждут, что Ясон сумеет спасти детей от гнева матери. Даже находясь в ссоре с женой, он всё-таки является отцом своих детей, поэтому должен жить с заботой о них.

Кормилицу страшит состояние матери. Она считает, что дети за проступки отца отвечать не могут. Женщина, на чьих руках росли дети, пытается разбудить в Медее чувства разума и чувство материнского инстинкта, говоря:

«О, мать, неужели прокляла ты детей за измену отца?».

Зрители слышат далее звучание Хора, который на протяжении сюжетной линии трагедии сопровождает действия героев советами, комментариями, переживаниями. Отныне женщинам становится ясен весь коварный замысел будущей убийцы. Мать напрямую спрашивают, сумеет ли она убить детей? Но она произносит страшное признание: «Так Ясон больней изранен будет».

Явление 6

Медея отправляется на поиски приюта, ведь она очень скоро станет изгнанницей. Решает отправиться в Афины искать защиту и соглашается помочь бездетному местному правителю. Колдунья делает предложение царю Эгею:

«Я прекратить могу твое бесплодье,

Бесчисленных потомков даровать –

Я знаю все целительные травы».

Такие слова она сказала будущему своему укрывателю после того, как услышала его признание: он женат, но Бог ему не дал наследника. Царь принимает решение посетить древнее святилище с целью узнать у оракула, сможет ли чрево его супруги иметь детей.

Медея обладала даром пророчества. Хотя ради своего спасения ей многое пришлось скрыть от Эгея. Женщина увидела, что в будущем у царя родится сын Тесей. Из-за большой любви к сыну погибнет Эгей (царя поглотит пучина морская, когда он, услышав ложную весть о гибели Тесея, бросится в море). Медею ожидает изгнание из Афин сыном Эгея. Колдунья скрыла будущее от правителя.

Медея взяла с Эгея клятву, что он скроет её от преследователей и врагов. Успокоенная, колдунья решает отомстить бывшему супругу, считая, что он предал брачное ложе, её любовь и детей. Придумав изощренный план мести, Медея стала готовиться к его выполнению.



Явление 7

Автор приводит в тексте страшное решение Медеи, адресованное Ясону, она задумала его детей умертвить, «а детей от новобрачной» у него не будет, так как скоро невеста наречённая погибнет «от снадобий моих».

Медея покупает красивый женский плащ и головную повязку, пропитывает их ядом и чарами воспламенения и вручает дары новой царице. Преподносят подарок дети Ясона и Медеи. Новая наречённая Ясона соглашается принять детей жениха. Невеста примеряет подарки, любуется отражением в зеркале и на глазах у всех сгорает заживо от ядовитой смеси. Вслед за царевной принимает смерть, лишь дотронувшись до тела дочери, царь-отец. Жители города разъярены и готовы умертвить виновных в смерти царственных особ. Медея не желает, чтобы сыновья приняли смерть от рук врагов, мать убивает их сама, таким образом отомстив мужу за предательство.

«Я не отдам детей моих врагу…

Я родила их, я же и убью».

Медея переживает и несколько раз пытается сама себя отговорить от страшного деяния, но гнев сильнее её материнских чувств. Он уже завладел всем её сердцем. Медея, прощаясь с милыми сыновьями, целуя их руки, глядя на благородные лица, нежно прикасаясь к детским устам, чувствует, что её ум не может справиться с яростью. Устав бороться, она в изнеможении падает на ступени дворца.

Мучаясь, страдая от собственной злобы и обиды, Медея не отказывается от задуманного. Ей кажется, что, смягчившись, она проявит слабость и позволит врагам смеяться над нею.

Явление 8

Ясон желает спасти жизни наследников, но уже поздно. Он в гневе и горе, только сейчас он понял, что совершил ошибку, взяв замуж Медею, уже тогда предавшую свою семью и родину, убившую собственного брата.

Покинутая жена говорит бывшему мужу, что дети мертвы, это должно истерзать Ясона. Она не разрешает проститься отцу с мёртвыми телами детей.

Забрав бездыханные тела сыновей, женщина взмывает в небо. Её мчит колесница, в которую запряжены драконы.

Ясон уязвлён Медеей, он потерял всех, кого любил: бывшая жена умчалась прочь, любимые дети, которых он хотел взрастить и воспитать, убиты собственной матерью, невеста, которую ему прочила судьба (красивая и молодая), сгорела заживо. Он потерял смысл к жизни. А виноват ли он сам в том, что произошло? Бесспорно, так как он ради денег и положения отказался от любви, предал жену и детей.

Нельзя жить, обманывая друг друга и предавать родных и близких людей. Два сжигающих чувства всегда соседствуют друг с другом: месть и любовь. Автор пытается выразить своё мнение по поводу поступка Медеи, говоря:

«…неужели… в сердце твоем, вместо прежней любви…только жажда убийства и крови?». Эти слова звучат, как приговор матери, убившей сыновей.

На самом деле Еврипид вынужден был исказить в своей трагедии некоторые факты. Из-за огненного яда, которым были пропитаны дары Медеи, загорелся дворец. Сыновья Ясона, передавшие смерть своими руками, поспешили укрыться в храме, но жители убили детей, забросав их камнями. Убийство детей мучило совесть коринфян, они уговорили поэта сделать детоубийцей собственную мать Медею. Сначала этот вариант трагедии выглядел чудовищно. Из-за этого возникали многочисленные споры. Всё же Еврипид оказался очень убедительным, и вскоре все смогли принять именно ту версию трагедии, которую всем предложил афинский поэт.

На самом деле судьба Ясона никому не была известна.


    В среднем, пользователи прочитывают текст за 8 мин.


    Добавить в избранное


    Похожие материалы:
    Присоединяйтесь к обсуждению
    0 комментариев
    Новое