1. Фригато
  2. /
  3. Краткие содержания
  4. /
  5. Государь

Краткое содержание трактата «Государь» Макиавелли

Настройки

Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона

Как захватить власть, управлять подданными и стать идеальным правителем? Ответы на этот сложный вопрос подробно расписаны по главам в древнем трактате Макиавелли «Государь».

  • Никколо Макиавелли – его светлости Лоренцо деи Медичи

Автор обращается к итальянскому государю. Он желает поделиться многолетним опытом и наблюдениями, способными помочь новому правителю удержаться у власти.



I. Скольких видов бывают государства и как они приобретаются

Макиавелли рассматривает республики и государства под управлением единой твердой руки. Государства бывают новые, либо наследованные. В новых поданные повинуются или живут свободно.

Всякое государство приобретается силой, доблестью или волей судьбы.

II. О наследственном единовластии

У наследного государя больше шансов стать успешным правителем. Автор советует не нарушать порядки предков и медленно подготавливать к переменам. Если не вызывать народный гнев, то власть можно вернуть даже в случае захвата страны другим могущественным правителем.

III. О смешанных государствах

Смешанное государство – страна с чужими присоединенными территориями. Новые государи всегда хуже старых: порабощают население и ставят жесткие правила. Народ может поднять бунт и вернуть старого правителя, как было с герцогом Людовиком, государем Милана.

Легче удержать власть, если на новой территории никогда не знали свободы и говорят на языке захватчиков. Главные правила государя: истребить род прошлого короля и сохранить законы присвоенных земель.

В разных по культуре и языкам странах сложнее удержать власть. На примере турецкого султана и захваченной им Греции, автор советует переселяться на новые земли и быть ближе к чужому народу. Это пресечет воровство чиновников, собьет назревающие бунты и даст людям шанс обращаться за судом прямо к государю.

Другой выход: дешевые колонии, живущие за счет завоеванной страны. Отбирать земли у местных стоит в разумных количествах, чтобы не спровоцировать восстание.

Государю стоит принимать под свое крыло слабые страны, готовые сдаться. Усиление территорий станет угрозой для сильных противников. У чужеземных правителей не будет шанса на победу.

Римляне следовали всем правилам, создавая свою империю. Французский король Людовик не учел этих обстоятельств и не удержал власть в Италии.

IV. Почему царство Дария, завоеванное Александром, не восстало против преемников Александра после его смерти

Автор разделяет типы наместничества: назначение своих приближенных или предоставление власти знатному роду новой провинции.

Для примера! Турция во времена автора вела политику первого толка, а Франция – второго, отчего король был ограничен во власти многочисленной знатью. По той же причине султану предан народ и наместники. Его империю можно разбить, если уничтожить всех наследников и основное войско. Франция уязвимее: в рядах знати всегда есть недовольные бароны, готовые предать государя.

Персия была схожа с Турцией. Александр Великий сверг Дария, применив указанную тактику. Народ признал государя. После смерти Македонского власть осталась бы за его преемниками, но внутренние распри разрушили империю.

Рим в период завоеваний походил на Францию. Император с трудом удерживал власть, провинции были подчинены наместникам. Народ бунтовал, но в итоге привык к чужой знати, возвел ее в культ и поддерживал междоусобные войны.

V. Как управлять городами или государствами, которые, до того как были завоеваны, жили по своим законам

Три способа удержания власти в захваченной стране: ее разрушение, переселение государя к иноземцам или принятие чужой свободы, но введение налогов и наместников.

В случае с республиками лучший метод – уничтожение. Спарта не удержала Афины и Фивы методом олигархии, а Рим почти потерял Грецию по той же ошибке.

Мелкие страны и города не привыкли к свободе. После истребления рода старого короля, новый государь получает время наладить контакт с народом и пресечь мятежи.

VI. О новых государствах, приобретаемых собственным оружием или доблестью

Захватить страну удачей можно, если полагаться на собственную доблесть. Автор отсылает к пророку Моисею, к греческому герою Тесею и царям Ромулу и Киру. Они застали свои народы в страшном положении и шли к переменам, жертвуя собой.

Неприметный случай – Гиерон Сиракуза. Ему повезло быть избранным военачальником, но он не полагался на судьбу и отвагой освободил народ от угнетения.

Макиавелли оправдывает войны: «Вооруженные пророки побеждают, безоружные – гибнут».



VII. О новых государствах, приобретаемых чужим оружием или милостью судьбы

Государи, получившие власть даром или через подкуп, не готовы к ударам судьбы. Они не обладают доблестью и теряют свои владения.

Фортуна без отчаянной смелости вмиг отворачивается от героев. Автор приводит в пример Франческо Сфорца и Чезаре Борджиа. Первый удачно занял должность командира, а второй волей судьбы возвысился вслед за отцом.

Оба государя проявили доблесть для удержания власти. Например, Чезаре искусно свергал враждебные партии и казнил собственных жестоких наместников ради доверия толпы.

Он использовал сторонние силы: французские войска помогали ему подчинять народы. Маленькая ошибка стоила Борджиа жизни. По одной версии назначенный им папа Юлий нанял убийц и расправился с государем.

Золотое правило правителя – не сближайся с тем, кого ты когда-то обидел.

VIII. О тех, кто приобретает власть злодеяниями

Захват власти подлостью – недостойный ход. Преступники не могут встать в ряд с великими людьми.

Автор вспоминает тиранов Агафокла и Оливеротто. Первый учинил расправу над сенатом Сицилии, а второй во время пира убил всю знать города Фермо.

Разница в том, что Агафокл совершил зло всего однажды. Он был снисходителен к народу и завоевал его любовь. Оливеротто же ежедневно карал невинных, расширяя владения, пока не был казнен Чезаре Борджиа.

IX. О гражданском единовластии

Знать и народ противоположны в сути. Каждая сторона может иметь власть и передавать ее избранному государю. В таком случае правитель обязан сблизиться с населением для укрепления позиций. Знать опасна и всегда делится на враждебные группы, способные свергнуть короля.

X. Как следует измерять силы всех государств

Мощь государя измеряется в крепостях и численности армии.

Правитель должен обладать ресурсами для содержания большого войска. В противном случае придется сдаваться или ждать помощи от других.

Автор ссылается на немецкие города. Германцы имеют сильную артиллерию, запасы пропитания на случай осады, а их стены непреступны. Важно следить, чтобы война не началась изнутри. Недовольный народ способен свергнуть государя без долгой осады.

XI. О церковных государствах

Для завоевания церковных государств нужны доблесть и удача, но для удержания не нужно ничего. Здесь народ привык закрывать глаза на поступки правителей. Вся их жизнь посвящена богу.

Автор говорит о Папской области. До прихода папы Александра VI церковь была слаба перед римскими баронами. Александр VI применил деньги и влияние религии: разгромил врагов сторонними силами, пополнил казну и подчинил Романью.

Во время написания книги на престол взошел папа Лев Х. Макиавелли пророчил ему великое будущее.

XII. О том, сколько бывает видов войск, и о наемных солдатах

Есть 4 типа войск: наемники, союзники, смешанная армия и собственная.

Наемники не надежны. Они действуют ради выгоды. За лучшее предложение они предадут государя или перехватят власть. Наемники сеют разбой и хаос. Честных и опытных бойцов среди них нет.

Карфаген был захвачен их же наемниками. Приглашенный на войну Филипп Македонский захватил Фивы, а Сфорца объединился с врагом своих миланских товарищей. На этих примерах ясно, насколько вредна наемная сила.

Собственное войско самое надежное. Они преданные и воюют ради благополучия страны. Рим и Спарта сражались своими силами и добились невероятных высот.

XIII. О войсках союзнических, смешанных и собственных

Союзы грозят слабым государствам разрушением или подчинением сильному правителю. Византийский император в свое время призвал турок на помощь в борьбе против Греции. Это положило начало развитию Османской империи в Европе.

Тиран Гиерон перебил наемников после победы. Это пример того, что от союзников нужно избавляться при первой возможности.

Пример смешанных войск: французская армия с швейцарской пехотой. В их рядах нет равенства. Любое привлечение сторонних сил ведет к распаду армии и самой страны. Падение Рима напрямую связано с наймом варваров на службу империи.

XIV. Как государь должен поступать касательно военного дела

Правитель обязан быть солдатом и совершенствовать свою армию. Война – главный способ решения конфликтов. Сильная подготовка внушит страх и уважение другим государям.

Учения нужно проводить в мирное время. Государь должен знать свои сильные и слабые стороны, приспособить армию для действия на разных местностях. Важно подробно изучить историю прошлых войн, учесть ошибки и заучить полезные приемы великих полководцев.



XV. О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают

Властилин, как и любой другой человек, не может быть безгрешным. Всякий правитель должен воздерживаться от порока. Пороки позволительны, если помогают удержать власть.

XVI. О щедрости и бережливости

Щедрость балует народ. Государь может быть щедрым на пути к власти, чтобы набрать сторонников. Позже захвата он должен стать бережливым.

Накопленные богатства будут поддерживать армию. Кампании и походы принесут доход, народ освободится от лишних налогов и восславит своего «скупого» повелителя.

Так поступали папы, короли Франции и правители Испании. Кир и Александр раздаривали чужие владения, а Цезарь был расточителен и мог потерять трон, проживи он чуть дольше.

XVII. О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх

Прослыть беспощадным – это не плохо. Властитель должен без жалости карать врагов, пресекать беспорядки.

Подданные должны испытывать благоговейный страх перед правителем, но не ужас и ненависть. Своим благородством государь может заработать и любовь. Народ не предаст того, кого полюбит!

Особенно жестоким правитель должен быть на войне. Так Ганнибал удержал великое войско под своим началом, солдаты его уважали. Сципион же прослыл мягкосердечным и был свергнут.

XVIII. О том, как государи должны держать слово

Император, царь, вожак должен следовать человеческим законам и применять звериную силу. В бою полезна мощь льва, а в общении с другими – хитрость лисы. Честный правитель получит добрую славу, но может попасть в ловушку и потерять все.

Ради власти и подданных можно преступить закон и нарушить обещания. Так поступал Александр VI. Народ забыл о его обманах и по сей день славит имя благородного владыки.

XIX. О том, каким образом избегать ненависти и презрения

Правитель обязан поддерживать боевой дух воинов, не обделять их и не баловать. Они оберегают страну от внешней угрозы.

Внутренняя угроза – заговоры и восстания недовольного населения. Если защищать простых людей от гнета знати, не будет восстаний, но возмутятся богачи. Правителю необходимо поддерживать народ и пресекать смуту среди дворян.

Многие римские и турецкие правители теряли власть, не сумев удержать баланс. Одних ненавидел народ, других не уважала армия. Автор приводит в пример императора Септимия Севера. Он внушил окружающим почтение, страх и любовь. Даже разорение страны не смогло побудить преданных ему людей на восстание.

XX. О том, полезны ли крепости, и многое другое, что постоянно применяют государи

Наши деды, которых мы считали мудрецами, говорили, что «Милан надо сдерживать раздорами, а Геную – крепостями». Как же действовать правителю, захватившему новые владения?

Преданных подданных вооружить, оказав им высшее доверие. А завоеванные народы разоружить, пока они не докажут свою преданность. Государь не сможет удерживать власть без сильного войска, это знает даже молодой суверен. Однако не стоит полностью полагаться на наемников.

Венецианцы подогревали вражду гвельфов и гибеллинов, тем самым сохраняя свою целостность. Допустим! Но не к лицу мудрому правителю, сеять раздоры и панику. Ему гораздо выгоднее приблизить бывших врагов и пообещать свое расположение. Они станут служить еще усерднее, обгоняя на карьерной лестнице самых близких соратников короля.

Строить или сносить крепости на завоеванных территориях? Вспомним владения графини Форли, которые осадил младший Борджа и ненавистный ей народ объединился с захватчиками. Графине следовало не отгораживаться стенами, а постараться успокоить народный гнев.

Автор одинокого одобряет тех, кто возводит или сносит крепости. Главное, чтобы правитель был близок к своему народу.

XXI. Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали

Военные победы и грандиозные предприятия – вот, что заставляет подданных с благоговением смотреть на своего властелина. Вспомним короля Арагона Фердинанда II Католика. Он взошел на престол слабым правителем, а стал надеждой всего христианского мира. Фердинанд собрал сильно войско. При поддержке церкви и народа бился за Гренаду. Потом безжалостно очистил страну от врагов, заставив успокоится мятежных баронов, и расширил владения страны за счет африканских земель. Когда король окреп, он открыто выступил против Франции, чем заставил весь народ рукоплескать ему стоя…

Да! Короля почитают за независимость, большие победы и полную казну. А еще его уважают за тонкую внешнюю политику и щедрость к собственному народу. Государю не стоит пренебрегать большими гуляниями и украшением города. Если правитель не душит налогами, а поощряет торговлю и ремесла, но народ с удовольствием поднимает чарку за своего короля.


XXII. О советниках государей

Политика властилина призвана создать ему образ исторической личности, наделенной большим умом и талантом. А кто помогает правителю достойно войти в историю? Конечно, советники! Плохие они или хорошие, это зависит от мудрости самого государя.

Автор делит советников на три «ума» – выдающийся, значительный и негодный. Первый достигает всего сам, второй поддерживает того, кто достигает, а третий – и сам ничего не достигает и господина своего не поддерживает. Конечно же советник, должен быть если не первого, то второго «ума». Он не ставит во главу угла свою выгоду, а печется о развитии страны и славе государя, и помощник из него самый правильный.

XXIII. Как избежать льстецов

Правитель, который стремится искоренить лесть, вызывает у подданных недоверие. Если каждый посмеет говорить государю правду, то о каком почитании может идти речь?

Монах Лука, приближенный к императору Максимилиану, говорил, что «господин не спрашивает ни у кого совета, но и своим умом никогда не действует». Мудрый правитель имеет терпение выслушать всех – тех, кто откровенно льстит и хочет угодить государю и тех, кто идет против мнения самого императора.

Истинный лидер не поддается на лесть и не борется с льстецами, он выбирает третий путь. Окружив себя преданными и честными людьми, он дает им слово, которое может идти в разрез с его собственным и после серьезных раздумий принимает решение.

XXIV. Почему государи Италии лишились своих государств

Новый завоеватель вызывает большее любопытство, чем наследник престола. Если он смог взять власть силой, а не древностью рода, а действия его исполнены доблести, то такой государь куда больше «захватывает и привлекает людей».

Двойную славу обретет правитель, который из ничего создал что-то великое. Но тот покроет себя позором, кто, получив власть по наследству, не может ее удержать. Вспомним короля Неаполитанского или герцога Миланского. Эти наследные принцы не расположили к себе народ и не обезопасились от нападок знати. Но были такие воители, как Филипп Македонский, которые в одиночку противостояли и Греции, и Риму.

Принцы, повзрослевшие на королевских хлебах, «в затишье не думали о буре». И когда беды настигали страну, они предпочитали бежать…

XXV. Какова власть судьбы над делами людей и как можно ей противостоять

Народ в общей массе своей считает, что ими правит всевидящий Бог и неизбежный рок – судьба. Значит, им надо слепо покориться и следовать по жизни согласно воле божьей.

Автор сравнивает судьбу с бурной рекой. Она может сметать и губить на своем пути все живое и неживое. Однако, человек в силах противостоять бурной реке, если выстроит плотину и направит ее сметающие воды по безопасным каналам.

Власть любит людей решительных и бескомпромиссных! Они не плывут по течению, проявляя осторожность, а действуют согласно обстоятельствам и времени. Автор сравнивает фортуну с женщиной, и те, кто «более беспощадны, они с невероятной прытью ее укрощают».

XXVI. Призыв овладеть Италией и освободить ее из рук варваров

В последней главе автор взывает к новому правителю. В надежде на возрождение родной страны, он сравнивает государя с Моисеем, вызволяющим евреев из рабства, и Тезеем, совершающим свой великий подвиг.

Именно сейчас Макиавелли пишет свою знаменитую фразу на латыни – «Ибо та война справедлива, которая нужна народу, и то орудие священно, на которое последняя надежда». Автор трактата видит свою родную Италию разоренной и униженной. Он верит, что только истинный правитель может поднять ее с колен.

Итальянцы, ловкие в кулачных боях, проигрывают на поле боя. Невозможно сравнить их с швейцарцами или испанцами, у них и пехота лучше, и конница мощнее. Новому правителю для возрождения страны нужно начать с революции в армии. И для этих целей ему понадобятся современное оружие и передовое устройство боевых подразделений.

В надежде покончить с господством варваров Макиавелли наставляет государя словами великого Петрарки – «Пусть краткой будет война, ибо жива еще доблесть в горячем сердце Италии».


    В среднем, пользователи прочитывают текст за 12 мин.


    Добавить в избранное


    Похожие материалы:
    Присоединяйтесь к обсуждению
    0 комментариев
    Новое