Краткое содержание оды «Фелица» Державина
Г.Р. Державин написал оду «Фелица» в 1782 году. Это торжественное произведение посвящено Екатерине II и прославляет её мудрость и дальновидность. В оде поэт запечатлел собирательный образ идеального правителя. Ода состоит из 26 столбцов, в каждом из которых по 10 строк. Поэт называет императрицу Фелицей, что в переводе с латыни означает «счастливая». Краткое содержание оды Державина «Фелица» познакомит читателей с этим произведением.
Действующие лица
- Лирический герой.
- Фелица (императрица Екатерина II Великая) — она символизирует образ идеального правителя.
Краткое содержание
В оде лирический герой прославляет мудрость императрицы, называет её «богоподобной». Он просит её оставить наставления для подданных о том, как нужно жить, как избавляться от страстей и искушений, как быть счастливыми. Лирический герой вдохновлён наставлениями царицы, но не готов им следовать, потому что подвержен слабостям и страстям, ему не хватает самообладания.Лирический герой замечает, как скромно живёт императрица. Она предпочитает ходить пешком, питается простой пищей, избегает маскарадов и увеселительных заведений. Он восхищается тем, как много работает царица, читает и пишет. В отличие от неё, лирический герой любит весело проводить досуг, играть в карты, спит до полудня, курит, пьёт кофе и алкоголь, много мечтает, любит вкусно покушать на пирах. В своих фантазиях герой часто представляет себя султаном, который пугает взглядом весь мир. Лирическому герою нравятся прогулки, общество женщин, шикарные выезды в карете, музыка и танцы. Лирический герой подробно описывает пышные развлечения, которым он предаётся или мечтает о них. Затем он рассказывает о тихой домашней жизни: вместе со своей женой он любит играть в жмурки, «дураки», «свайку», залезать на голубятню. Тем не менее герой интересуется книгами, но предпочитает народную литературу («Повесть о Бове-Королевиче» и другие рассказы), но скучает, читая Библию.
Лирический герой отмечает, что таков не только он сам, но и все придворные. Люди предаются увеселениям и пренебрегают учением и мудростью. Герой утверждает, что найти путь добродетели среди соблазнов и пороков (лени, тщеславия, разврата) очень трудно. Даже тот, кто найдёт этот добродетельный путь, сомневается в своей правоте, потому что за внешней роскошью скрывается много обманов и соблазнов. Герой задаёт риторический вопрос: где же найти добродетель, «розу без шипов»?
В поиске ответа на этот вопрос герой утверждает, что только царица умеет «создавать свет из тьмы», поддерживать порядок, усмирять страсти. Герой восхищается справедливостью Фелицы, её умением никого не обижать. Она снисходительно относится к дурачествам людей, но не прощает зла. Люди подчиняются законам Бога и императрице.
Лирический герой замечает, что царица справедливо оценивает чужие заслуги и награждает достойных людей. Она не считает поэтов пророками, но любит поэзию и разбирается в ней. Императрице не свойственна гордыня, она умеет дружить и стойко переносить несчастья, очень скромна и равнодушна к славе. Лирический герой утверждает, что императрице можно говорить всю правду, не боясь возмездия. Она позволяет подданным говорить о себе и правду, и не правду, но при этом не наказывает за злословие. Лирический герой выражает своё восхищение, считает правление такой императрицы великой удачей для народа. Люди могут не бояться уронить её портрет или не выпить за её здоровье. Герой сравнивает Фелицу с предыдущими правителями Смутного времени: новая императрица не приемлет шутовских свадеб и ледовых дворцов. Фелица старается просвещать нравы подданных, оставляет мудрые наставления своему сыну, который в оде назван именем Хлор. Императрица не хочет, чтобы её называли великой за её жестокость, поэтому не стремится быть жёстким тираном над подданными. Фелица стремится к Божьей славе: она хочет прослыть милосердной и справедливой, поэтому стремится дать всё необходимое нуждающимся, вылечить больных и просветить подданных. Императрица поощряет развитие ремёсел, наук, путешествий, торговли. Лирический герой говорит, как много на свете несправедливости и несчастья, и утверждает, что их нет только в царстве Фелицы. Лирический герой восхваляет Бога и императрицу, желает ей здоровья и благополучия.