1. Фригато
  2. /
  3. Краткие содержания
  4. /
  5. Земля Родная

Краткое содержание книги «Земля Родная» Дмитрия Лихачёва

Настройки

Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона

Труд известного ученого посвящен памятникам русской литературы и искусства, историческим традициям России. Краткое содержание книги Дмитрия Лихачёва «Земля Родная» по главам позволит понять авторский замысел, его мировоззрение и гражданскую позицию. Оно будет полезным при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.



От автора

Книга представляет собой разговор с читателями, в котором автор делится сокровенными мыслями, жизненным опытом и знаниями. Специалист по древней литературе, он говорит о том, что нужно помнить и любить прошлое страны. Объясняя смысл названия, Лихачев обращает внимание на многозначность слова «земля». Все, о чем он говорит в книге связано с любовью к своей земле.

Слово к молодым

Многие жизненные достижения человека зависят от него самого. У каждого должна быть «большая личностная цель», чтобы не постигло разочарование в конце жизни. Любовь к своей стране и народу освещает человеческие дела и делает людей счастливыми. Бережное отношение к старине, любовь к родителям – это индикаторы, которые определяют человечность и степень счастья.

«Человек должен быть интеллигентен», даже если этого не требует его профессия. Это качество проявляется в умении понимать окружающих, уважительно спорить, беречь природу. Интеллигентность нужно развивать в себе, это социальный долг человека.

Чтобы не выглядеть смешно, нелепо, нужно уметь вести себя в обществе, то есть уметь слушать, молчать, когда нужно, шутить к месту.

Не следует стесняться физических недостатков, будьте просты, честны и снисходительны.

Мудрая жизненная цель руководит поведением человека. Жизнь состоит из достижения малых целей, в которых отражается большая цель.

В молодости формируется характер, появляются самые близкие и надежные друзья. Репутацию, приобретенную в молодые годы, очень трудно изменить. «Наша молодость – это наша старость».

То, ради чего человек живет, говорит о его самооценке. Сверхличностная цель придает жизни смысл, помогает жить достойно. О себе тоже нужно думать, чтобы не доводить себя до душевного надлома.

Отличительными чертами русской культуры являются ее мощь и доброта. Суть культуры в интернационализме, культурной терпимости.

Искусство – это беседа с людьми, со своей совестью, со временем.

Самой большой ценностью народа является его язык, который является показателем народной культуры и личных качеств отдельного человека. Интеллигентный, образованный человек должен обращать внимание на то, как он говорит.

Любите читать! В литературе содержится богатый жизненный опыт, мудрость. Она дает «понимание жизни, всех ее сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей».

Учитель автора Л. В. Георг принадлежал к тем учителям, которые формировали мировоззрение учеников, воспитывали в них добрые чувства. Он обладал качествами идеального педагога. Даже по прошествии многих лет автор помнит его наставления.

Другим воспитателем Д. С. Лихачева была Катеринушка. Она в семье воспринималась как родная, хотя никто не знал ее фамилии. Что бы ни случалось, она всегда появлялась вовремя. Умерла она, как и жила: «никому не доставив хлопот».

Общаться со старыми людьми непросто, но это необходимо. Нужно помнить, что все станут старыми. «Люди, общаясь, создают друг друга». Нужно устанавливать со стариками добрые отношения, потому что вам немного осталось быть вместе.

Память – важнейшее свойство бытия. Она побеждает время и смерть. Молодежь нужно воспитывать в атмосфере памяти, семейной, народной, культурной.

Человеческая культура отличается деятельной памятью. Любой культурный подъем характеризуется обращением к прошлому. Эстетическая и нравственная роль памяти ярко подтверждается поэзией Пушкина.



Заметки о русском

Древнерусская литература, фольклор, культура соседних стран – это наши «корни».

В русском языке много слов с корнем «род», они тесно связаны друг с другом. Природа для русских – это свобода, воля. Широкие пространства и просторы необходимы человеку. Это подтверждают былины, произведения древнерусской литературы.

Русская равнина оказывает огромное влияние на характер русского человека. Природа имеет свою культуру, она «по-своему «социальна». В русском пейзаже объединились культура человека и природы, поэтому их отношения – это взаимодействие двух культур. У каждого народа свой союз с природой, свидетельствующий о высокой духовности.

Деревянная резьба, удивительная планировка, каменные особняки, затейливые церкви отличают русские города друг от друга. К объединяющим чертам относится расположение на речных берегах. «Страна – это единство народа, природы и культуры» и грандиозный архитектурный ансамбль.

К прошлому можно относиться как к зрелищу и как к документу. Полноценное восприятие памятника искусства возможно в том случае, если оно наполнено историческими ассоциациями. Каждый человек – часть общества, истории, носитель национального характера.

Садово-парковое искусство развивается одновременно с другими видами искусства, особенно с поэзией. В творчестве Пушкина, в нем мы найдем «всю «семантику» садов рококо и периода предромантизма».

Между национальным идеалом и национальным характером имеются существенные различия. Культура же измеряется по ее вершинам. В Древней Руси была своеобразная, не признающая никаких шаблонов культура.



Экология культуры

Человек должен беречь окружающую среду, так как целительная сила природы велика, а ее загрязнение грозит человечеству гибелью. Для жизни большое значение имеет также среда, создаваемая культурой. Таким образом, экология делится на две части: биологическую и культурную.

Градостроительство должно основываться на изучении истории, выявлении того, что достойно продолжать существование. Утраты природные восстановимы, памятники культуры и искусства исчезают навсегда.

Памятники прошлого – это своеобразный лекторий, который рассказывает об истории культуры. Их охрана – долг и обязанность людей.

Современные читатели мало знают о древнерусской литературе, поэтому был создан сборник избранных произведений «Изборник». Тяготение к культуре прошлого объясняется интересом к этическим проблемам.

Древнерусские мастера стремились поразить зрителя, слушателя, читателя величием, торжественностью. Ансамблевый характер носили архитектура, изобразительное искусство, литература. Их охватывали общие эстетические принципы.

Сбережение архитектурных ансамблей является творческой задачей архитекторов. Историческую атмосферу можно как подчеркнуть, так и уничтожить. Здания несут в себе отпечаток времени и воспринимаются в культурном контексте.

Хорошо, если знания по истории культуры, будут давать в школе. Это привьет детям любовь к родным местам.

Следует устанавливать «заповедные зоны, сохраняя в них все наслоения». Воздвигая новые здания, нужно соблюдать старый архитектурный модуль, пространственную композицию.

Произведения литературы и искусства информируют об исторической эпохе и заставляют откликаться на полученные сведения. Каждый творец использует свои приемы для этого. Процесс взаимодействия человека и произведений искусства является творческим актом. Прогресс в искусстве проявляется в расширении возможностей сотворчества и ассимиляции произведений разных эпох, культур и народов.

В старые времена существовала традиция соединять учебные учреждения с садами, она до сих пор сильна в Англии. О лицейских садах вспоминает в своих стихах Пушкин. Для него они были местом «свободы, беззаботности, дружбы и любви».



Новгород Великий

Великий Новгород – это древняя русская республика, где у власти находились купцы и феодалы. Он стоял на великом торговом пути из Скандинавии в Византию.

Город соединяет старое и новое, поддерживая лучшие традиции в искусстве и архитектуре. Середина XIV века характеризуется явлениями Предренессанса, которое встретило здесь благоприятные условия, обеспеченные мировой торговлей и связями с Византией.

В конце XV – начале XVI веков строительством в Новгороде занимаются московские купцы-переселенцы. В архитектуре тех лет видны противоречия между московскими и новгородскими строительными традициями. Постепенно новгородская культура сливается с общерусской.

Новгород расположился на берегах Волхова, который связывал его со всем культурным миром. Здесь очень много воздуха, воды, неба.

Новгород знаменит и тем, что всегда отстаивал свою независимость. Особенно велика его роль в сохранении русской культуры во времена татаро-монгольского ига. Город был символом вольности и высоты русского искусства и должен оставаться одним из культурных центров. Облик его должен сохранять исторический характер.


Древнерусская литература и современность

В 1942 году Лихачев стал соавтором брошюры под названием «Оборона древнерусских городов». Эта работа имела большое значение, древнерусские летописи приобрели для него современное звучание.

Великая Отечественная война потрясла неслыханными размерами нападения и обороны. В речи появились старые слова: ров, вал, надолб. Все они были характерны для обороны древнерусских городов.

Древнерусским событиям и их изображению была свойственна масштабность и монументальность. Размеры событий, черты эпохи «осознаются только в исторической перспективе». Понять блокаду Ленинграда можно лишь в масштабе тысячелетней российской истории.

С врагами сражался весь народ, в том числе женщины. Русские плачи – необыкновенное явление, в котором проявляется обобщение и оценка происходящего.

В России поздно научились ценить и использовать памятники старины. Только в начале XX века осознали ценность древнерусского искусства, на сегодняшний день получившего всемирное признание.

В летописях собран разнородный материал, литературный и нелитературный. Можно утверждать, что в любое время художественные задачи в произведениях литературы соединены с общественными, историческими и публицистическими задачами. Искусство придает завершенность всем проявлениям жизни.

Художественный анализ предполагает разбор всех сторон произведения. Знание эпохи способствует глубинному пониманию памятников искусства. Эстетическое познание – вершина их постижения, переходящая в приятие. Овладение другими культурами, делает сознание гибче, богаче.

Литературоведение ставит перед собой задачу эстетического освоения литератур прошлого в их цельности и целостности. Оно проявляется в научном и художественном познании.

Русская литература является одной из самых древних. Она возникла внезапно, но это событие было подготовлено предшествующим культурным развитием. Устное народное творчество облегчило восприятие письменных произведений.

Литература – это мир, созданный из представлений современного ей общества. Она отличается внутренним единством. Древнерусская литература имеет сюжетом мировую историю, а в качестве темы выступает смысл жизни. Герои древнерусских произведений ведут себя в соответствии с тем, к какому разряду относятся. В древнерусской литературе повторяются эпизоды, состояния, события, поведение определяется определенными формулами. Все это называется литературным этикетом. Устойчивые этикетные особенности складываются в эмблемы, говорящие об орнаментальности и церемониальности древнерусской литературы.

В Древней Руси уважали книги и чтение. Литература приравнивалась к священнодействию. Славянская литература существовала много веков, впитывая в себя особенности каждого из народов. Исторические перемены вызывали появление новых литературных жанров и видов. В литературе XVII века стал преобладать интерес к личности.

Труд библиографа требует точности, легкости, ясности, эрудиции. Библиографические издания в состоянии заменить огромные библиотеки. В домашней библиотеке обязательно должны быть словари, справочники, библиографические указатели и картотеки.

Из всех циклов стихотворений А. Блока «На поле Куликовом» является самым народным и национальным.

В конце XIV века русские начинают активно оказывать сопротивление Орде. Восьмого сентября 1380 года на Куликовом поле произошло сражение, закончившееся победой русских князей над войском хана Мамая. Событие вызвало перелом народного сознания, появилось стремление к единству и независимости. С этого времени начался подъем русской культуры, который проявился во всех областях.

Единство Русской земли укреплялось разными путями. Большую роль в этом выполняли язык и фольклор. Идеалы Киевской Руси сыграли важную роль в истории и способствовали осознанию целостности Русской земли. Россия и Украина долгое время представляли собой культурное двуединство.

«Слово о полку Игореве» создавалось в период, когда не было разделения славян, у них была одна любящая мать Древняя Русь. Стиль динамического монументализма долгое время выражался в литературе, «служа идее единства наших народов, конкретно напоминая о единстве всей огромной территории Древней Руси с самой широкой исторической перспективе».


    В среднем, пользователи прочитывают текст за 1 мин.


    Добавить в избранное


    Похожие материалы:
    Присоединяйтесь к обсуждению
    0 комментариев
    Новое