Краткое содержание статьи «Мильон терзаний» Гончарова
Иван Александрович написал критическую статью после прочтения пьесы «Горе от ума». В своей работе он кратко проанализировал новое произведение и отметил его значимость. Сегодня все желающие могут изучить как полное, так и краткое содержание статьи Ивана Гончарова «Мильон терзаний».
Автор называет изученную комедию особенной в литературе. Свежей, моложавой. Отмечает: герои Пушкина сильны и гениальны, но уже медленно бледнеют, уходят в прошлое. Так происходит и с прочими великими произведениями. «Горе от ума» остается нетленным.
Гончаров поражается масштабом комедии. Захватывает период от Екатерины до Николая. Представляет читателю целую галерею нравов, характеров, ярких самобытных персонажей. Те удивительно красочно художественно описаны. Нет лишних героев. Значим и лакей Петрушка.
Иван Александрович анализирует сюжет, персонажей комедии. Максимум внимание уделяет Чацкому. Называет умным, остроумным, честным. Ставит персонажа выше по достоинству оцененных им Онегина и Печорина.
«И Онегин и Печорин оказались не способны к делу, к активной роли, хоты оба смутно понимали, что около них все истлело. Они были носили в себе и недовольство и бродили как тени с тоскующей ленью»
Гончаров уверен: в комедии показано два четких лагеря, противопоставленных друг друга. Первый – Фамусовы и их компания. Второй – одинокий боец Чацкий. Между лагерями идет нешуточная война. Борются те за жизнь. Сражение идет ожесточенное. Чацкий постепенно от нее устает. Боец один, врагов много. Герой с ними просто не справляется. Его принимают за сумасшедшего. Но не за неадекватные мысли, а лишь за чрезмерную эмоциональность речи и преувеличения.
Много говорит писатель и о Софье. Сложно понять его отношение к главному женскому персонажу. Иван Александрович сравнивает героиню анализируемого им произведения с онегинской Татьяной. Обе девушки впечатлительные, с хорошо развитым воображением, чувствительные. Но вот мыслить, рассуждать не умеют.
С одной стороны он осуждает Софью. Но и оправдывает:
«Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха».
Автор поясняет: у девушки хватает недостатков. Но виноваты в них окружающие. Все дело в обществе, в котором Софья Павловна воспитывалась. Только девушка так сильно не огорчает читателей, как другие персонажи с ее стороны.
Гончаров уверен, что у Чацкого роль одновременно «страдательная» и «победительная». При этом подобные герои никогда не знают о своей победе. Они только сеют нужные важные правильные мысли в благодатную почву, а собирают урожай уже другие люди, последователи.
Конечно, закоренелых «стародумов» Чацкому никак отрезвить не удалось. Только потому что главная сцена произошла на глазах у толпы, П. А. Фамусов быстро не вернул все на свои места и не выдал замуж дочь за Скалозуба, как и хотел.
С Молчалина силой снята маска. Теперь ему будет, о чем задуматься. Похожая история произошла и с другими персонажами. Появились новые темы для размышлений, мощной активной внутренней работы.
Гончаров уверен, что в любом поколении есть свой Чацкий. Только речи его могут слегка отличаться. Поэтому из века в век произведение всегда остается популярным, сохраняет актуальность, новизну, яркость.
Критик уверен, что комедия получилась как будто бы двойной. С первой стороны в ней есть сложная любовная интрига между лишь несколькими персонажами. А со второй – общая масштабная битва.
В завершении статьи Гончаров называет Чацкого «наиболее живой личностью» произведения. «Натура его сильнее и глубже прочих лиц и потому не могла быть исчерпана в комедии».
Писатель оставляет полезные рекомендации актерам, планирующим исполнять роли героев произведения в театре. Отмечает, что в «Горе от ума» для них есть широкое поле действия, настоящий простор.
Иван Александрович поясняет: трудно или вовсе невозможно исполнить предложенные в комедии роли с исторической точностью. Ведь живых оригиналов уже не встретишь. Это касается и типов людей, и нарядов. Но последние не важны для исполнения ролей. Значимые характеры, личности, типажи.
Автор статьи советует актерам отказаться от попыток списать типы с реальных людей. И предлагает им опираться на свой творческий потенциал. Создать собственные идеалы, опираясь на классическое произведение. Отказаться от слепого, бездумного копирования.
Второй по важности – это язык, которым актеры будут говорить на сцене. Он должен быть ярким, живым, образным. Гончаров сравнивает команду театральных актеров с музыкальным образцовым оркестром. Отмечает: нужно безошибочно сыграть каждую ноту, фразу.