Краткое содержание цикла пьес Пушкина «Маленькие трагедии»
Гениальное произведение великого русского поэта живописует нелепость ситуаций и трагизм, к которым приводят страсти человеческие. Цикл содержит четыре небольших пьесы, разных по сюжету и времени происходящих событий. Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием цикла А.С. Пушкина «Маленькие трагедии».
Действующие лица
- Барон – скупой человек, подвергшийся страсти сребролюбия и обогащения.
- Альбер – его сын, смелый молодой рыцарь.
- Герцог – правящее лицо, пытается устранить конфликт между сыном и отцом.
- Соломон – еврей, подавший идею отравить отца.
- Иван – слуга рыцаря.
- Дон Гуан – известный повеса, подвергшийся страсти блуда.
- Дона Анна – вдова Командора.
- Лаура – актриса, одна из любовниц Дон Гуана.
- Лепорелло – слуга Дон Гуана.
- Вальсингам – распорядитель пира.
- Мэри, Луиза – гостьи пира.
- Священник –прохожий, обличает участников пира за несвоевременность.
- Моцарт – композитор, талантливый, но простой человек.
- Сальери – композитор, страдающий страстью зависти.
Скупой рыцарь
Альбер – сын скупого рыцаря. Он страдает от страсти сребролюбия своего отца, который не дает денег даже для того, чтобы починить шлем и латы после битвы. Альбер только что победил своего соперника, поэтому доспехи его повреждены. Он затаил обиду на отца.Обстоятельства вынуждают молодого рыцаря обратить к ростовщику Соломону. Хитрый жид дает совет Альберу, как решить проблему бедности. Отцу давно уже пора покинуть этот мир. Сын должен пойти к аптекарю и взять яд, подсыпать его старику. Тогда все неприятности уйдут сами собой. Но юноша гневно отрицает совет жида.
Альбер обратился к правителю, чтобы решить проблему. Барон в своем подвале наслаждается зрением сундуков с деньгами. Жалеет о том, что скоро богатство достанется глупому расточительному сыну.
В доме герцога встречаются отец с сыном. Барон жалуется на то, что Альбер хотел его убить. Сын отрицает эту клевету. Отец бросает ему перчатку – знак вызова на дуэль. Альбер с удовольствием принимает вызов. Но герцог отбирает перчатку, говоря, что это уже чересчур. Сын готов драться с родным отцом, это ни в какие ворота не лезет.
Сын уходит в гневе, отец падает на пол, ему плохо. Барон умирает на руках герцога от сердечного приступа. Тот произносит известную фразу об ужасных временах и ужасных сердцах.
Моцарт и Сальери
Пьеса начинается с монолога Сальери, где он размышляет о том, что нет правды на земле и даже на небе. Такой вывод он сделал вследствие того, что он с детства имел музыкальные способности, любил музыку, мечтал стать великим композитором. И вроде слава улыбнулась ему, произведения Сальери стали пользоваться интересом, пока не появился Моцарт. Сальери завидует ему и не понимает, почему «гуляке праздному» и «глупцу» достался такой дар. Ведь Сальери приложил столько трудов, для того чтобы создать музыкальные произведения. Он пролил немало пота и слез, «алгеброй гармонию проверил». А этот гуляка пишет музыку на ходу, где придется, на бильярдном столе. Произведения его считаются шедеврами. Он не прилагает столько сил, сколько тратит Сальери для написания произведений.Вошедший Моцарт прерывает его монолог. Он весело сообщает, что приготовил сюрприз. Вводит слепого музыканта и велит сыграть «что-нибудь из Моцарта». Музыкант играет, Моцарт хохочет. Он счастлив, что его музыку, пусть исковерканную, знают даже уличные бродяги. Сальери не разделяет его счастья, прогоняя музыканта. Моцарт дает бродяге денег.
Моцарт исполняет для Сальери свое новое произведение. Тот удивлен, что написав такой шедевр, он обратил внимание на бродячего музыканта. Сальери высоко оценил новое произведение Моцарта, но тот смеется, говоря, что хочет есть.
Сальери в одиночестве размышляет, что будет дальше, если Моцарт будет продолжать писать шедевры. В опасении перед будущим, что Моцарт сможет затмить совершенно славу Сальери, он решается на опасный шаг, устранить Моцарта.
В следующей сцене два композитора в трактире ужинают. Моцарт не догадывается, что в его кубок с вином Сальери добавил яд. Он грустит, Сальери спрашивает о причине. Моцарт рассказывает о «черном человеке», заказавшем недавно Реквием (заупокойное богослужение). Он садится за инструмент и играет фрагмент нового произведения. Сальери восхищается. Моцарт пьет вино и уходит, жалуясь на недомогание. Сальери говорит вслед ему, что он уже не проснется.
Каменный гость
Известный дамский угодник Дон Гуан был сослан из-за убийства на дуэли командора. В ссылке ему наскучили местные барышни, потому что легко поддавались его соблазнам. Поэтому он был несказанно рад возвращению в Мадрид.Он пришел к своей любовнице Лауре, которая устроила пир. Она сразу призналась, что не хранила ему верность. Дон Гуан не расстроился этому известию, потому что заинтересовался женой командора Доной Анной.
На могиле командора Дон Гуан встретил вдову и попытался завязать знакомство. Честная женщина ответила отказом, объясняя, что место неподходящее для знакомств.
Дон Гуан все же получил согласие на свидание с Доной Анной. Он приглашает статую командора посмотреть на соблазнение вдовы. Ему кажется, что статуя кивнула в ответ.
Дон Гуан проник в дом вдовы, ему почти удается соблазнить ее. Как вдруг появляется Лепарелло и с ужасом сообщает о приходе командора. Входит статуя и убивает соблазнителя рукопожатием.
Пир во время чумы
В период страшной эпидемии чумы собрались люди, чтобы помянуть ушедших друзей. Они поют песни, едят и веселятся. Вальсингам – распорядитель – попросил девушку Мери спеть песню. Она исполняет грустную песню об умерших земляках.Смелая Луиза смеется над ней: Мери знает, что ее плаксивые песни всем нравятся, поэтому она «расстоналась». При виде проезжающей телеги с трупами девушка теряет сознание.
Вальсингам исполняет гимн чуме собственного сочинения. Мимо идущий священник упрекает его, что он рано начал веселиться. Ведь совсем недавно умерли его мать и жена. Вальсингам прогоняет священника, не желая слушать упреков и вразумлений. Священник уходит, пир продолжается.