1. Фригато
  2. /
  3. Краткие содержания
  4. /
  5. Бежин луг

Краткое содержание рассказа «Бежин луг»

Настройки

Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона

Одно из самых известных произведений Тургенева написано в 1851 году. Краткое содержание рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг», являющегося образцом фольклора и красоты русского языка, можно прочесть далее.

Действующие лица

  • Охотник – является рассказчиком.
  • Павлуша – двенадцатилетний крестьянский мальчик, умный, сильный.
  • Илья – деревенский мальчик, знающий много страшных историй.
  • Федя – самый старший мальчик, из богатой семьи, здесь ради интереса, а не работы.
  • Костя – десятилетний мальчик с задумчивым лицом.
  • Ваня – семилетний мальчик, боязливый, тихий.


Краткое содержание

Рассказчик увлекался охотой. Однажды заблудился в Тульском лесу, уже начинало темнеть. Мужчина брел в неизвестном направлении.

Он с трудом различал в темноте предметы. Охотник подумал, впереди роща, но дойдя до места, увидел, что это – бугор. Он понял, что окончательно заблудился. С ним была охотничья собака, самая умная из всех имеющихся, но и она не знала дороги. Охотник начал паниковать.

Ориентиром для него были звезды. Вдруг он вышел на поляну. Это был большой луг, называемый Бежиным. Вокруг него текла широкая река. Около холма мужчина увидел костры, возле них группу людей.

Охотник радостно спустился к ним. Это были крестьянские дети, пасшие лошадей ночью в поле. Такой обычай был у крестьян – пасти коней ночью, потому что не так жарко, и насекомые не кусаются. У мальчиков были собаки для охраны, которые бросились на незнакомца. Ребята призвали собак.

Мужчина объяснил, что заблудился и попросился на ночлег. Они разрешили, он лег и стал слушать разговоры мальчиков. Всего их было пять. Автор описывает внешность мальчиков.

Федя имел красивую внешность, тонкие черты лица. Павлуша невысокого роста, с рябым лицом. Илюша – горбоносый, подслеповатый, с озабоченным лицом. Костя – задумчивый, печальный, молчаливый. Ваня – самый маленький, всю ночь спал под рогожей.

Охотник лег, притворился спящим. Ребята осмелели и разговорились. Илюша стал рассказывать, как однажды он с мальчишками остался ночью на фабрике. Они слышали, как домовой ходил в пустом помещении. Потом распахнул дверь, но ребята не увидели никого. Затем сами начали ходить предметы, раздался кашель кого-то невидимого. Это домовой кашлял.

Потом Костя рассказал о мужике, который в лесу орехи собирал, да заснул. Вдруг проснулся потому, что его кто-то зовет. Смотрит – русалка, такая красивая. Мужик-то перекрестился, русалка стала грустная и говорит: «если б ты не крестился, то вечно со мной весело жил, а теперь страдай». И исчезла, а мужик с тех пор грустный ходит.



Раздался непонятный, пронзительный, жалобный звук. Ребята в страхе перекрестились, и все утихло. Они продолжили разговор о сверхъестественном. Илюша стал рассказывать, как приказчик однажды послал писаря на почту. Тот припозднился и уже затемно возвращался. Путь лежал через плотину, где похоронен утопленник. Место это считается у местных жителей нечистым.

Видит мужик: на могиле утопленника - барашек. Жалко его стало, мужик взял его с собой. Едет и замечает, что барашек как-то странно ему в глаза смотрит. Мужик погладил барашка и сказал: «бяша, бяша», а тот ему отвечает человеческим голосом: «бяша, бяша».

Посредине рассказа собаки кого-то почуяли и убежали. Павлуша помчался за ними, проверить, нет ли волка там. Но оказалось, это – ложная тревога.

Ребята продолжили жуткую беседу, охотник слушал. Молчал только Ваня, завернувшись в рогожку. Мальчик то ли дремал, то ли боялся слово сказать.

Федя, считавшийся по праву главным, продолжил тему разговора. Он напомнил, будто место это считается нечистым. Другой мальчик подхватил разговор, подтвердив, что в Варнавицах не раз видели покойного барина. Он ходил и что-то искал на земле.

Трофим спросил, что он ищет. Барин ответил: волшебной травы, чтобы выбраться из могилы.

Костя возразил, что покойников лишь в поминальную субботу можно видеть. Илюша, считавшийся знатоком фольклора, сказал, что всегда можно их встретить. А в родительскую, если сесть на паперть церкви, можно увидеть тех живых, которым скоро умереть придется.

И поведал, как бабушка Ульяна сидела на паперти в родительскую субботу и видела всех, кому умирать скоро. Ивашку Федосеева увидела, умершего вскоре. Потом смотрит: она сама идет. Федя возразил, что она жива. На что Илюша сказал, что уже последнее доживает.


Над костром в темноте пролетел белый голубь, наверно от дома отбился. Костя предположил, что это – душа праведника на небо летела.

Дальше Павлуша рассказал о «предвиденье небесном». Это значит, что днем было солнечное затмение, тьма наступила. Баба стряпуха подумала, что конец света наступил, и горшки печные перебила. Народ говорит, перед концом света волки белые побегут по земле, птица хищная полетит, людей ловить. Потом явится Тришка.

Тришка начнет мутить народ христианский, а сделать ему ничего нельзя будет (имелся ввиду антихрист). Выйдут мужики с дубинками, а он им глаза отведет, разум помутит, и они друг друга перебьют.

Мальчик добавил, однажды видели Тришку. Смотрят, идет человек со страшной головой. Все закричали: «Тришка идет!», попрятались, оказалось, мужик купил новый пустой бочонок, надел его себе на голову. Все засмеялись.

Вдруг раздался страшный крик. Все испугались, но Костя успокоил, что это цапля кричит ночью. Павел пошел на речку за водой. Федя предостерег его, чтобы не упал в воду. Бывает, что водяной за руку потащит. Привел в пример Акулину, которую испортил водяной. Она стала дурочкой, а раньше была красивой.

Вспомнили утонувшего мальчика Васю. Мама его Феклиста предчувствовала, не пускала на речку. С тех пор она лежит и плачет на том месте, где он утонул. Вернулся Павел и сказал, будто слышал, как его Вася звал из речки.

Мальчики легли спать, вдруг Костя спросил, что за звук. Павел ответил: «куличики летят, посвистывают туда, где зимы не бывает».

Утром охотник встал, собрался уходить. Павел проснулся, поднял голову. Рассказчик добавляет, что это – хороший был парень, жаль – погиб, упав с коня. Об этом автор узнал позже.


Основная мысль произведения. Автор хотел показать красоту русского фольклора, непременно включающего элементы мистики, народных поверий, страшилок. Герои их – домовой, водяной, русалки. Все это красиво чередуется с описанием природы, прекрасных русских пейзажей.


    В среднем, пользователи прочитывают текст за 7 мин.


    Добавить в избранное


    Похожие материалы:
    Присоединяйтесь к обсуждению
    0 комментариев
    Новое