1. Фригато
  2. /
  3. Краткие содержания
  4. /
  5. Путешествие из Петербурга в Москву

Краткое содержание повести «Путешествие из Петербурга в Москву» по главам

Скачать:

Настройки

Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона

Книга представляет собой путевые записки дворянина средних лет. Краткое содержание повести «Путешествие из Петербурга в Москву» по главам предлагает познакомиться с впечатлениями автора от встреч на почтовых станциях, населенных пунктах, расположенных по пути из одной столицы в другую. Путешественник записывает свои мысли, читает дневники и научные труды тех, с кем пришлось встретиться в дороге.

Главный герой – человек, путешествующий по стране. Он состоятельный дворянин, жалеющий русское крестьянство и осуждающий несправедливость государственного устройства.



А.М.К. Любезному другу

Автор обращается к другу с размышлениями о человеке. Вокруг столько горя, что душа переполнилась страданиями. Мысли привели к выводу, что все

«…бедствия человека происходят от человека».

София

Путешественнику требуется замена лошадей. Он ищет почтового комиссара. Тот спит и не хочет помогать ночному визитеру. Комиссар врет, что лошадей нет, в конюшне спокойно отдыхали до 20 коней. Понятно, что все они были худы, но довезти автора до следующего стана могли. Ямщики, которым путешественник даровал 20 копеек, запрягли кибитку, он продолжил путь.

Тосна

Дорога, которая когда-то была наилучшей (во время проезда государя), превратилась в непроходимую грязь. Автор останавливается в постовой избе для отдыха и встречает там стряпчего. Он рассказывает о своем труде. Он создал книгу о российском дворянстве. Стряпчий надеялся, что его труд поможет доказать старинное происхождение дворян любой фамилии. Глупые рассуждения автор воспринимает как хвастовство древних пород, которое истребили века.

Любани

Путешественник встречает в пути пахаря. Крестьянин работает с усердием, поражает легкость движений мужика. Автор удивлен тем, что мужик пашет в воскресные дни. Он спрашивает, не раскольник ли крестьянин. Мужик объясняет труд просто: неделю он работает на барина, на свою семью остаются выходные. Автор еще больше удивлен. Как справляется мужик, тот добавляет, что им остаются еще ночи. У барина 100 рук трудятся на один рот, а у крестьян 2 руки на семью. У мужика в ней 7 ртов. Мысли о жестокости помещиков вызвали осуждение. Автор вспомнил, как он иногда награждает слугу Петрушку пощечинами и подзатыльниками.

Чудово

Рассказчик встречает своего приятеля Ч. Он рассказывает ему о своем приключении во время морской прогулки. Судно попадает в грозу. Ветер загнал его между двух камней. Вода набиралась, и люди боялись утонуть. Силы их быстро иссекали. Рулевой Павел поплыл к берегу за помощью. Начальник спал, и его помощники не стали будить. Павел нашел помощь. Господин Ч. отправился к начальнику, ему хотелось понять причину отказа гибнущим. Начальник не принял претензии, в его должностных обязанностях не было спасения людей. Такое отношение поразило автора-рассказчика. Грустно становится всем.

Спасская полесть

Путешественник собирался продолжить путь, но ему помешал дождь. Пришлось остаться на ночлег в избе. Здесь же остановилась чета присяжных. Автор стал невольным слушателем истории, которую муж рассказал жене. Она повествовала о государевом наместнике - любителе устриц. Он отправлял своих подчиненных в Петербург за деликатесом, за это награждал их чинами.

Утром путешественник уже собрался отправиться, как к нему попросился в попутчики странный человек. Он рассказывает, что стал участником частного откупа. Мужчина перешел из купеческого звания в дворянское, но попался на зависти стряпчего и был записан в преступники. Попутчик потерял дом, семью и вынужден скрываться. Множество мыслей возникло в голове, путешественник задремал. Ему приснился странный сон. Он представил себя царем, шахом, человеком, сидящим на престоле. Лавровый венок, золотой трон, меч из серебра. Две книги лежали на весах: Закон милосердия и Закон совести. Казалось спящему, что все вокруг него прекрасно. Его восхваляли стоящие вокруг трона. Появилась женщина, назвавшая себя Истиной, врачом. Она очистила зрение, сняла пелену с глаз. Все сразу изменилось. Народ несчастлив, чиновники – обманщики. От увиденного ужаса, путешественник просыпается.

Подберезье

Тяжелый сон вызвал головную боль. Рассказчик готовит себе по рецепту нянюшки кофе. Выпить весь напиток не хватило сил, и он угостил семинариста. Юноша шел из Новгорода в Петербург. Семинарист рассказывает о науках, которые получает. Юноша жалуется на неинтересные и ненужные знания. Учение идет на латинском языке, половина предметов остаются непонятными. Автор успокаивает юношу, скоро науки будут преподаваться по желанию студентов. Семинарист отправился в путь, но потерял «пук бумаги». Автор решил почитать то, чем увлечен молодой человек. Это оказались записки о мартинизме, новом веянии среди мистиков - масонов. Путешественник не разделял таких взглядов и стал мысленно спорить с мартинистами.



Новгород

Подъезжая к «Новугороду», автор рассматривает монастыри. Народ был в городе истинным государем. Новгородские вече славились на всю Русь. Вышел рассказчик, постоять на реке Волхов. Задумался об истории города. Не понятен стал ему поступок Ивана Грозного, разорившего и уничтожившего Новгород. Прекратило существовать народное право. В главе приведен отрывок из «Летописи Новогородской». Колокольный звон собирал народ, но царь Иван отнял колокол. Летопись завершается вечной истиной, доказывающей временный промежуток любой царской власти: Новгород стоял на прежнем месте каждый новый век.

Рассказчик попадает в городе к Карпу Дементьичу на второй день свадьбы сына. Именитый горожанин, купец Карп – обманщик и аферист. Он хитер и умен. Чтобы не попасть под суд, все имущество оформил на жену. Пир был таким обильным, что рассказчик еле сумел остаться трезвым и с трудом покинул гостеприимного хозяина.

Бронницы

Около Бронницы путешественник решил остановиться. Ему захотелось постоять на месте храма, основателя пропавшего в веках древнего города Холмоград. Автор дошел до маленькой церкви – все, что осталось от древнего величия. Мужчина обращается к Всевышнему с молитвой. Он уверен, что человек должен творить только благие дела, а не разрушения.

Зайцово

Автор встречает здесь еще одного приятеля – господина Крестьянкина. Мужчина с такой фамилией служил в уголовной палате. Он разбирал дело о помещике, которого забили насмерть крестьяне. Добился он всего, двигаясь с низов, но добившись власти, стал чувствовать себя Богом, властителем. Он относился к крестьянам как к скоту: отнял землю, отобрал скотину, сек не только розгами, но и кошками. Жена и сыновья были не менее жестокими. Дочери увечили прядильщиц. Мужики убили его и сыновей. Все произошло перед свадьбой. Один из сыновей хотел поглумиться над невестой, но жених ударил его колом по голове. Помещик приказал высечь жениха. Терпел мужик истязание, но не смог вытерпеть, когда заметил, что его любимую повели в дом другие братья. Он выхватил «заборину» и стал защищать себя и невесту. Крестьяне окружили господ и забили их насмерть. Господин Крестьянкин ушел со службы, чтобы не участвовать в несправедливом суде.

Автор получает письмо от приятеля из Петербурга. Он рассказывает новость: поженились два старика. Невесте 62 года, жениху – 78 лет. Барон Дурындин женится из-за наживы. В таком возрасте он мечтает о деньгах. Жена разбогатела на девушках. Она хозяйка «дома терпимости», в бывшем сама занималась непристойным трудом.

Крестьцы

Здесь автор становится свидетелем прощания отца с сыновьями, уезжающими на службу. Отец обязан выполнять государственную обязанность, но отпустить от себя детей ему тяжело. Он обращается к ним со словами скорби. Отец говорит о любви к ним матери. Речь звучит трогательно. Рассказчик начинает рассуждать об отношениях между поколениями.

Яжелбицы

Здесь то же прощание, но более тяжелое. Отец хоронит сына. Он не дает опустить гроб, вцепившись в крышку. Крики и слезы отца задевают автора. Он начинает понимать причину слез. Распутство в молодости привело отца к страшно болезни. Чтобы излечиться, он принимает лекарство, которое влияет на потомство. Именно отец виноват в болезни сына и скорой смерти. Автор размышляет о «смрадной болезни», которая уничтожает целые поколения. Бороться с развратом должны все государства.

Валдаи

Путь проходит через городок Валдаи. Он славится банями, где можно заняться развратом и любовью с женщинами. История города символична. Монах влюбился и каждую ночь покидал свою келью, чтобы насладиться женскими ласками. Встречи проходили в бане. Монаху приходилось плыть через озеро. Взаимная страсть была настолько сильна, что мужчину не пугали ветра и дожди. В одну из ночей природа взбушевалась и помешала добраться до берега. Монах утонул. Женщины, по размышлению путешественника, недолго горюют. Уже на следующую ночь они ублажали в бане других путников. Валдайские бани сделали город известным на всю страну.

Едрово

Путешественник выходит из кибитки, чтобы отдохнуть и попадает в толпу деревенских женщин. Автор рассказа понимает, что крестьянки намного привлекательнее знатных барышень, «городских боярынек». Дорогие корсеты и модные ткани не сравнимы с внешностью деревенских девушек с чистейшими белыми зубами, веселым взором, здоровьем на щеках. Одна из девушек Анна. Она не может выйти замуж по любви, так как у жениха нет денег на свой выкуп. Нужно 100 рублей. Автор так покорен искренностью речей девушки, что готов дать ей нужную сумму. Он идет в дом Анны. Мать отказывается от денег. Она объясняет, что им не могут давать деньги просто так. Все в округе воспримут это платой за безнравственность, а ей дорога честь дочери.

Путешественнику приходится согласиться с бедной женщиной. Он продолжает свой путь в раздумьях о неравных и нелепых браках, когда зрелых крестьянок выдают замуж за 10 –летних мальчишек, а богатые дворяне престарелого возраста берут в жены юных девушек.



Хотилов

Автор наслаждался внутренней тишиной, когда на почтовом разъезде нашел замаранную грязью бумагу. Путешественник расспросил, кто проезжал и оставил бумаги, попросил отдать их ему, так как знал владельца записей. Размышления велись об уничтожении рабства в России. Особое внимание пишущий обращал на сельское рабство, с него и призывал начинать. Крепостничество – зло, преступление. Его отмена – дело ближайшего будущего, поэтому у главы есть другое название – проект в будущем.

Вышний Волочок

Город славится шлюзами. Каналы наполнены баржами с хлебом и товаром. Но восхищение перешло в негодование. За каждой наполненной баржой стоял изнуряющий труд крестьянина, горькие слезы нищих. Рассказывает автор о помещике, который решил за счет небольшой деревни получить огромный доход. Крестьяне работали на барина все дни. «Узников» лишили всего, даже самого насущного. Прославился помещики как знаменитый земледелец. Нажитое грабежом и насилием осуждалось автором. Он призывал сжечь все и осудить пример помещика, чтобы другие не заразились той же болезнью.

Выдропуск

Рассказчик возвращается к чтению записок приятеля «Проект в будущем». Речь идет о придворных чинах. Правители окружают себя толпой прихвостней и льстецов из знатных людей и мелких придворных. Они живут в роскоши и лени. В записках речь идет о необходимости делать добрые и полезные дела. Только поступки отличают настоящего правителя, а не уровень его благополучия.

Торжок

В городе путешественник встречает человека, который везет в Петербург прошение об отмене «ценсуры». Он считает, что печатать могут все, «кому что на ум ни взойдет». Слова – это не преступления, в них нет вреда. Он не согласен с необходимостью проверки каждой книги полицейским. Цензура имеет особыми правилами - правами: «почеркивать, марать, не дозволять, драть, жечь». Цензоры не проявляют справедливости, ни славы не дают, ни бесславия. Цензура, по мнению автора записок, бесполезна. Он утверждает, что свободно может мыслить каждый, а читатель сам должен определиться во мнении. В записках есть «Краткое повествование о происхождении ценсуры». Ее создателями стали учредители инквизиции, священнослужители. Они создали оковы, организовывали гонения на умы и жгли опасные книги. Автор записок называет точную дату происхождения цензуры – 1486 год. В городе Майнце архиепископ ввел проверку содержания книг, переведенных с иностранных языков. Если книга появлялась без контроля текст проклинали, а на автора налгали штраф.

Господин считает, что цензором должен стать народ, а при демократии ей «ценсуре» вообще не будет места.

Медное

Автор продолжает читать записки приятеля. Он доходит до сообщения, которое появляется в газетах 2 раза в неделю. В ведомостях сообщается, что какой-то господин не может платить по долгам. Автор представляет, что стоит за этим. Продаются за долги крестьянские семьи. Записки описывают тех, кто выставлен на торги. Ужас стоит за каждым словом: старик 75 лет, старуха 80, женщина – нянька барина, 40 лет, дочь женщины и внучка стариков – девушка 18 лет. Ее история совсем ужасна. Над ней надругались, употребив насилие, отдали замуж за детину 25 лет, наперсника господина. На руках младенец, сын варвара, выставившего семью на продажу. Трагедия крестьян в том, что нет законов, которые могли бы их защитить от произвола помещиков, владельцев живых душ.



Тверь

Путешественник остановился на обед в Твери. Беседа с товарищем по трактирной трапезе шла о поэзии. Речь идет о Ломоносове, Сумарокове и других авторах. Собеседник говорил о правилах стихосложения. Автор слушает оду о свободе, он рад ее завершению. Стихи были ему очень неприятны, а колокольчик обрадовал, что можно продолжать путь.

Городня

Деревня была наполнена воплем «жен, детей и старцев». Причиной был рекрутский набор. Судьба всех рекрутов разная. Мать воет, она остается одна без средств к существованию. Без сына ее ждет смерть от голода. Веселый крестьянин Ванюша сбегает от унижений жестокого помещика. Крестьяне в кандалах проданы в рекруты помещиком. Ему потребовалась новая карета. Француз продал себя за 200 рублей, он испробовал кучу профессий. Выслушав все истории, с уязвленным сердцем путешественник садится в кибитку и продолжает путь.

Завидово

На почтовой станции стало шумно. Воин в гренадерской шапке требовал, чтобы у всех отобрали лошадей для важной персоны, приближающейся к станции. Путешественник дает отпор наглому воину, когда тот чуть не распряг его кибитку. Примчался его превосходительство, все в смятении разбежались. Смена лошадей прошла за считанные минуты. Автор понимает, как много таких глупых людей, как этот воин. Они пресмыкаются перед власть имущими, надеясь на похвалу и покровительство. А сами важные персоны вряд ли достойны уважения, чаще они глупы и ничтожны.

Клин

Путешественник слушает пение слепого старца. Слова народных песен проникают далеко в душу, плачут женщины, юноши, даже мужчины. Старцу дают денежки, хлеб, он все принимает с благодарностью. Автор положил певцу рубль, стал ждать молитву старца, но тот, узнав, о монете, велел ее вернуть. Если бы у старика было зрение, он принял бы рубль, чтобы отдать его нуждающимся. Так объяснил он свой поступок. Пока автор стоял в стороне, оторопев от такого отказа, к певцу подошла женщина с пирогом. Он принял его с великим чувством благодарности. Путешественник вернулся и спросил, почему старик так обидел его. Старец извинился, он не мог и предположить, что огорчил состоятельного добродетеля. Старик попросил платка для шеи. Автор снял платок и отдал его слепому. Возвращаясь через город, он не увидел старика. Женщина рассказала, что он заболел и умер, но платок остался с ним в гробу. Автор почувствовал великое облегчение от таких слов.

Пешки

Голод заставил путешественника остановиться в крестьянской избе. Обед был хуже обычного, но автор завершает его привычным кофе. Хозяйка увидела сахар и подослала мальчика попросить «боярского кушанья». Автор удивлен названием. Он начинает беседу с крестьянкой. Женщина говорит, что сахар куплен на слезы крестьян. Разговор переходит к хлебу. Его состав совсем несхож с хлебом богатых. Дети и взрослые мрут от голода, а то, что они создают, достается другим. Путешественник услышал скорбь в голосе женщины и стал осматривать избу. Его сердце сжалось от боли. Посуда из дерева, животные, издающие невозможный запах, свет от свечи. Автор обращается к жестокосердным помещикам, призывает их пожалеть тех, над кем властвуют.

Черная грязь

Свадьба двух несчастных людей. Их эмоции ближе к тем, кого ведут на казнь. Автор осуждает служителей церкви, которые благословляют такие браки. Кроме них брак делают законным наемники, градодержатели, дворяне. Горестная участь людей не интересует их, они пекутся только о своей выгоде.

Слово о Ломоносове

Автор рассуждает о Ломоносове. Он читает статью поэта, с которым обедал в Твери. Ломоносов открыл многие области науки, но самый большой вклад он внес в развитие русского языка.

Автор прощается с теми, для кого писал свои заметки, он подъезжает к Москве. Путешествие закончилось.

Время чтения 17 минут, 6 секунд мин.

    В среднем, пользователи прочитывают текст за 7 мин.


    Добавить в избранное


    Похожие материалы:
    Присоединяйтесь к обсуждению
    0 комментариев
    Новое