1. Фригато
  2. /
  3. Характеристики героев

Образ и характеристика Порфирия Петровича в романе «Преступление и наказание» Достоевского


Роман Ф.М. Достоевского настолько сложен, многогранен и многослоен, что смело можно утверждать, что полностью, до самой последней точки не изучен до сих пор. Сколько раз его перечитываешь, столько слоев, граней, пластов еще открывается. Так же многогранны, сложны, несмотря на кажущуюся простоту, действующие лица произведения. Вот и образ, и характеристика Порфирия Петровича в романе «Преступление и наказание» доказывают, насколько непрост этот вроде бы второстепенный персонаж.



Роман похож на айсберг: верхняя часть прочитана и перечитана, а под водой еще больше пока сокрытого. Нюансы в содержании произведения, художественные образы раскрыты критиками, литературоведами, кинофильмами (по роману) затронуты лишь в малой степени. Вот и Порфирий Петрович – вроде бы второстепенное действующее лицо, а сколько еще таит в себе неразгаданного.

Описание Порфирия

Кто же он такой – следователь Порфирий Петрович? Он всего лишь три раза встречается с главным героем Раскольниковым. И, описывая первую встречу следователя со студентом, автор рисует Порфирия так:

Это был ... фигурой….
Достоевский снова применяет свой излюбленный прием: внешность —это одно, а внутренняя, главная суть —это совсем другое. То, что снаружи, что явно видно, —всего лишь фасад, витрина, неглавное. А вот глаза — «зеркало души» скрыть самую суть персонажа не могут, наоборот: именно они и характеризуют самое главное в действующем лице романа.

И далее писатель рисует Порфирия Петровича как очень умного, проницательного человека, даже в какой-то степени психолога, но — умеющего притворяться, маскироваться, даже играть простачка. Это человек далеко не бедный, очень хорошо образованный, со способностями. Но странным бывает его поведение, особенно в отношении окружающих. То он одевается неуместно, то словечками сыпет безостановочно, повторяет их по несколько раз, словно не понимает их.

Особенные качества личности

Сам писатель был превосходным психологом. Персонажей своих произведений он видел насквозь и считал, что любой человек имеет и плохие, и хорошие качества в своем характере, в своей душе.

Вот и Порфирия Петровича Достоевский написал как достаточно противоречивую личность. С одной стороны следователь предстает умным, образованным, проницательным, хорошим психологом с великолепной логикой. Казалось бы, вот они — все необходимые для следователя качества. И Раскольникова Порфирий разоблачил практически за три короткие встречи, не имея почти никаких улик и доказательств: так — одна статейка про теорийку в газете да умозаключения кое-какие. А с другой стороны все эти качества великолепные оборачиваются поистине иезуитскими манерами, психологической пыткой жертвы.

Как-то несимпатичен становится к концу романа Порфирий Петрович: загоняет он жертву в угол психологическими издевательствами, а не логикой, попыткой достучаться до совести, до души подозреваемого, чтобы пробудить в последнем искреннее раскаяние. Следователь словно получает наслаждение, видя мучения подследственного.



Следователь и главный герой

Великий Мастер Слова Достоевский весьма умело столкнул двух своих центральных персонажей в схватке. Прекрасно владеющий собой, холодный, как камень, едко ироничный, следователь словно оса кружит возле Раскольникова, хладнокровно выбирая место, в которое можно ужалить. Писатель, описывая Порфирия Петровича, с помощью приемов семантики отразил в этом персонаже Петербург, нравственно больной, с его чахоточной сыростью, туманами и резким контрастом между богатыми и бедными:

«царственно столичный, порфироносный, одновременно каменный и холодный город четко выражен в имени героя».
Порфирий Петрович такой же душевно холодный, одержимый идеей наказать преступника, но не думаюший о людях душевно. Он никому не симпатизирует. А убийство Алены Ивановны разгадывает словно кроссворд.

Эти качества подтверждает и манера его поведения: приторное, липкое, слащавое его многословие обволакивает и выматывает собеседника вместе с обилием уменьшительных суффиксов. Словоерсов в речи Порфирия даже чересчур много – он словно унижает сам себя перед собеседником, а сам тем временем просчитывает варианты, изучает противника, вводя того в заблуждение своей вроде бы недалекостью.

Он доводит Раскольникова чуть ли не до сумасшествия в своей совершенно иезуитской манере. Зато как же следователь горд собой в конце романа, когда говорит Родиону:

«…да вы убили, Родион Романыч!» «Вы и убили-с..., — прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.»
. Порфирий торжествующе принял признание студента в убийстве. Однако же не он достучался до души главного героя, и не с его помощью раскаялся Родион. Соня смогла пробудить в Раскольникове человеческие чувства, искренне покаяние и раскаяние.

Порфирий ерничает часто, любит притворяться перед собеседником простачком, что вводит того в заблуждение. Человек расслабляется, считая следователя недалеким, может даже глуповатым, в запале спора или долгого разговора выдает себя. А Порфирий, словно опытный рыбак, в этот момент и ловит на слове, на действии собеседника. А вот с Раскольниковым такой иезуитский метод следователю помог лишь отчасти: да, Родион пришел добровольно и признался в убийстве в итоге. Но не Порфирия это заслуга, не смог он запугать студента. Соня повлияла на Раскольникова, достучалась до его души и совести.



Кто же такой Порфирий Петрович

Персонаж без фамилии – словно безликий образ, без своего «Я». И действительно: следователь словно сожалеет, что в своей юности так и не решился на Поступок, именно что — не преступление, а Поступок. Раскольников решился, а он — нет. И это сожаление о несовершенном, это разочарование в себе и является причиной противоречивого отношения следователя к главному герою. То Порфирий играет со студентом как кошка с мышкой, то он подсказывает Родиону, как лучше поступить, чтобы получить меньшее наказание, подталкивает героя к добровольному признанию, но в то же время совершенно омерзительными психологическими пытками понуждая сознаться в содеянном.

«Преступление и наказание» стало бессмертным произведением, о котором критики, литераторы, читатели спорят до сих пор. При каждом перечитывании романа всякий раз открывается очередной пласт психолого-философских размышлений, герои открываются какой-то новой стороной своей. Роман очень многозначен и не дает себя забыть.

Добавить в избранное


Похожие материалы:
Присоединяйтесь к обсуждению
0 комментариев
Новое