Краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери»
Данное произведение было написано в 1830 году, в плодотворный для автора период, известный как болдинский. Краткое содержание пьесы Пушкина «Моцарт и Сальери» по сценам раскроет перед читателем тему зависти, являющейся одной из семи смертных грехов. Сальери не нашел сил справиться с пагубным чувством и совершил преступление, став убийцей.
Главные герои
- Моцарт – великий композитор. Был отравлен.
- Сальери – итальянский композитор из чувства зависти, убивший друга.
Сцена 1
Сальери ударился в воспоминания о прошлой жизни. Мысли унесли его в далекое детство, когда он часами заслушивался волшебными звуками органа в местной церкви. Пока другие дети предавались дворовым шалостям, он полностью отдавался музыке. Уже тогда Сальери точно знал, что свяжет жизнь с творчеством. Он стал творить и днем, и ночью. Иногда музыка настолько его поглощала, что он забывал о еде. Сначала было тяжело, но трудности его не пугали. Упорный и целеустремленный от уверенно шел к поставленной цели. Первые работы он сжигал, считая их недостаточно гениальными. Слава пришла, но не сразу. Он был счастлив, когда почувствовал в сердцах людей отклик на свои произведения. Музыкант наслаждался своим трудом, успехом, а также успехам своих не менее талантливых друзей. Он никогда никому из них не завидовал, но сейчас вынужден признаться, что испытывает глубокую и мучительную зависть к своему юному другу Моцарту.Сальери считал несправедливым, что талант достался такому праздному гуляке не за усердный труд, а был дарован свыше. Моцарт словно почувствовал, что его вспоминают и без приглашения заявился в гости к Сальери, чем очень его удивил. Он был в прекрасном расположении духа. Пришел он не один, в компании незрячего скрипача. Он услышал, как музыкант неимоверно фальшивя, играл в кабаке известную мелодию. Это показалось ему занятным. Он решил захватить мужчину с собой. Моцарт просит воспроизвести мелодию. Игра на скрипке веселит его, а Сальери разозлила. Он не понимал, что смешного в коверканье высокого искусства. Слепца прогоняют.
Моцарт понял, что приятель не в настроении, а ведь он хотел показать свое новое творение. Он набросал его во время очередной вспышки бессонницы. Сальери разуверяет его в этом и настаивает продемонстрировать ему написанное. Это было шедеврально. Сальери восхищен. Он называет друга богом, не понимающим своего предназначения. Моцарт обернул все в шутку, намекая, что голоден. Мужчины условились перекусить в ресторане. Моцарт пошел домой предупредить родных, чтобы не ждали к обеду.
Сальери, оставшись один задумался, как избавиться от Моцарта. Он считал, что своим талантом тот только угробит искусство, а после его кончины все вернется на свои места. Он решил отравить приятеля. Наконец-то можно пустить в ход флакончик с ядом, пролежавший дома без надобности восемнадцать лет. Настал момент им воспользоваться.
Сцена 2
Во время совместного обеда было заметно, что Моцарт нервничает. Причина на это у него была. Несколько недель назад к нему пожаловал странный заказчик, одетый во все черное. Человек обратился с просьбой написать ему реквием. Заказал заупокойную музыку и исчез без объяснений. Моцарт с одной стороны был этому рад. Ему быль жаль расставаться со своим детищем. С другой стороны его беспокоил таинственный незнакомец. Ему казалось, что человек, заказавший музыку, всюду ходит за ним, словно тень.Сальери предлагает выпить шампанского и забыть обо всем. Можно еще перечитать “Женитьбу Фигаро”. Комедия однозначно поднимет настроение. Так советовал его приятель Бомарше. Моцарт любопытствует мог ли он отравить кого-нибудь. На что Сальери отвечает, что он слишком смешон для этого. Такой несерьезный человек, каким являлся Бомарше, не смог бы пойти на преступление. Моцарт не согласен. Бомарше гений. Такой же, как они с Сальери, а такие вещи, как гений и злодейство несовместимы.
Сальери воспользовался паузой во время разговора. Когда Моцарт на мгновенье отвернулся, он незаметно для всех подсыпал ему яд в стакан. Ни чего не подозревающий Моцарт поднимая бокал произносит тост за крепкую дружбу, за искренние отношения между ними. После этого идет к фортепиано и играет свой реквием, вызвав игрой слезы у Сальери. Моцарт подметил это и интересуется, чем вызвана такая реакция.
Это не было раскаяньем. Убийцу переполняли эмоции от чувства выполненного долга. Вскоре яд начал свое губительное действие. Моцарт почувствовал себя нехорошо. Он не понимал в чем дело и заторопился домой. Сальери, после его ухода, задумался над словами Моцарта о несовместимости гения и злодейства. Неужели он не гений? Все это неправда. Сразу вспомнился Бонаротти, принесший жизнь человека в жертву искусству. Внезапно его осенило, что все это домыслы тупой, бессмысленной толпы.