Человек в футляре: характеристика Беликова
Первая публикация рассказа произошла в 1898 году. Это первая часть ‹‹маленькой трилогии›, состоящей из трех историй. Образ и характеристика Беликова из рассказа Чехова ‹‹Человек в футляре›› ведущий в произведении. Главный герой прятался от жизни, ограждая себя от внешних проявлений и только после смерти смог найти успокоение. Футляр, в котором его уже ничто не потревожит.
- Беликов - центральный персонаж. Учитель греческого языка. ‹‹Человек в футляре››
Образ
Мужчина средних лет. Возраст Беликова слегка перевалил за 40. Мелкий, не примечательный человек. Лицо бледное, маленькое. Темные очки подчеркивали его бледность. Улыбался кривой улыбкой и сам был словно скрюченный под тяжестью гнетущих забот. Выходя из дома постоянно брал зонт, даже если погода обещала быть солнечной. На ногах нелепые калоши, сверху накинуто утепленное пальто, ворот высоко поднят. Внешний вид говорит сам за себя. Он сознательно прятался от всего, что происходит в мире. Его жизнь скрыта ото всех. Создав для себя своеобразный футляр, он чувствовал себя защищенным от внешних воздействий. Каждая вещь у Беликова бережно хранилась в чехле: часы, перочинный нож, зонт."...ему давно уже за сорок..."
"...он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх..."
Характеристика
Беликов являлся натурой скрытной, замкнутой, напичканной предрассудками. Друзья отсутствовали. Необщителен, чересчур подозрителен. Мужчину преследует постоянное желание спрятаться в свою раковину, футляр, надежно защищающий его. Даже пришедшие в голову мысли держит в футляре. Высказывания весьма ограниченны и узки. Он не понимал настоящего, предпочитая жить прошлым. Оно вселяло дикий страх и ужас всего нового. Он опасается наперед любых происшествий, что явно проявляется в повседневных деталях образа жизни. Малейшее отклонение от норм способно вывести из равновесия. Его боялись и ненавидели. Вся жизнь Беликова идет по принципу, как бы чего не вышло."...всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние..."
"...он просто угнетал нас своей осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями..."
"...действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было"
С окружающими людьми взаимоотношения не складывались. Его внутренний страх передавался людям, работающим с ним в одном коллективе. За пятнадцать лет преподавательской деятельности, он умудрился сделать все, чтобы его в гимназии возненавидели. Стоило ему появиться, сразу становилось душно, словно от нехватки кислорода. Дурному воздействию подвергались не только учителя, но и ученики. Он безжалостно отчислял их из школы, если замечал за учащимися любое проявление современности.
Любовь в жизни Беликова
Однажды Беликов чуть не связал себя узами брака. Он пал под влиянием женских чар молодой девушки Вареньки, сестры одного из коллег по работе. Встречи, ухаживания, прогулки все вело к скорой свадьбе, но состояться ей было не суждено. На глазах невесты его выталкивает из квартиры ее брат. Он катится кубарем вниз к ногам Вари. При виде комичного зрелища девушка не может сдержать приступ смеха. Такой позор Беликов не мог перенести. Он переживал, что об этом случае может узнать весь город. Захворал учитель, слег в постель . Месяц пролежал и умер в собственной кровати.Он так и не познал радость жизни и свободы, но это осознанный выбор. В гробу выражение лица покойного выглядело кротким, приятным и даже веселым. Он словно рад, что обрел футляр из которого не выбраться. Люди, возвращавшиеся с кладбища, почувствовали небывалое облегчение после смерти Беликова, словно с плеч свалился тяжкий груз. Они давно не испытывали подобного удовольствия от ощущения полной свободы.