Краткое содержание повести «Весёлая семейка» Носова
Николай Носов написал повесть «Веселая семейка» для детей. В истории рассказывается о двух мальчиках. Коля и Миша дружат и всё делают вместе: что-то изобретают и мастерят. Повесть знакомит читателей с созданием юными изобретателями инкубатора. Как всё будет происходить, вряд ли можно узнать в подробностях, если ограничиться, только прочитав краткое содержание повести Носова «Весёлая семейка» по главам. Друзей ждут различные препятствия.
Главные герои:
- Миша. Очень любознательный мальчик.
- Коля. Друг Миши люби экспериментировать и большой выдумщик.
- Одноклассник ребят – Девяткин Костя. Добрый мальчик.
- Майя. Добрая девочка, сестра Миши.
- Учительница Марья Петровна. Хорошо относится к мальчикам.
- Мамы мальчиков, папа одного из них, учителя в школе, одноклассники ребят, деревенская женщина.
Важное решение
Миша и Коля изобретали паровую машину из консервной банки. Эта паровая конструкция взорвалась, Мишке обожгло паром руку. Мишкина мама оказала первую медицинскую помощь и больше не разрешила трогать лопнувшее изобретение.Мальчики скучали. Однажды Коля пришёл к Мишке, а его друг был очень увлечён чтением купленной в киоске научной книги с названием «Птицеводство». Мишка всегда во всём искал пользу, даже в книгах. Коля знал о колхозном инкубаторе, а Мишка думал, что цыплят высиживают только курицы-наседки. Друзья рассуждали о пользе специальной машины для выращивания петушков и курочек. Вдруг Мишка предложил соорудить инкубатор.
Неожиданное препятствие
Коля и Миша рассматривали разные варианты (даже кастрюлю и поставить её на печку). Мишка запротестовал, так как печка остынет, а температуру необходимо держать при высиживании цыплят постоянной. Мишка подробно рассказал об устройстве инкубатора по чертежам в книге.В сарае мальчики нашли керосиновую лампу, консервную банку и принесли свои находки на кухню. Друзья начали «мастерить инкубатор».
Сбили фанерную коробку для пятнадцати яиц, положили, обили войлоком, чтобы яйцам было теплей, сделали крышку с дырочкой, в неё «просунули градусник, чтобы следить за температурой».
В консервной банке просверлили два отверстия. Затем припаяли трубку внутри коробки, закольцевали её, соорудили и придумали, как будет происходить нагрев банки. Всё пошло хорошо, вода грелась до нужной температуры. Мама Миши всегда контролировала игры и серьёзные занятия мальчика. На этот раз она считала, что керосиновую лампу опасно зажигать.
Выход найден
Ночью в постели Коля думал об инкубаторе, совершенно ясно, что и его мама запретит брать лампу, так как очень боится пожара. Вдруг решили греть воду с помощью электричества. После школы на следующий день ребята «поставили настольную лампу в ящик», включили, лампочка стала нагревать воду, а ртуть поднялась до тридцати девяти градусов, а потом «полезла выше». Мишка расстроился, что цыплята так не выведутся. Коля придумал лампочку опустить ниже, чтобы она стала слабей нагревать воду. Всё сработало, осталось достать яйца. Мама одного из мальчиков подсказала, что яйца из магазина не подойдут. Решено было съездить к тёте Наташе, чтобы достать только что снесённые деревенской курицей яйца.На другой день
Мальчики поехали и рассказали о том, что сделали инкубатор, чтобы вывести цыплят.Женщина сложила яйца в корзинку, накрыла платком, чтобы им было тепло. Домой ребята вернулись поздно. Мамы мальчиков бранились, и выводить цыплят пришлось отложить на завтра.
Начало
После школы уложили яйца в инкубатор. Накрыли его крышкой, поставили градусник и решили всё ещё раз перепроверить.«Яйца — это живые существа. Жизнь будто дремлет внутри яйца. Но, если яйцо начать нагревать, жизнь пробуждается, и развивается зародыш». Он превращается в птенца. «Как и все живые существа, яйца дышат…».
Яйца получают кислород через скорлупу, значит, нужно сделать вентиляцию. Для этого Мишка сверлом провертел несколько дырочек, чтобы углекислый газ выделялся наружу. Воздух должен быть влажным, в инкубаторе ставят сосуды с водой. Сестрёнка Миши Майка увидела, что мальчики взяли её игрушечную посуду и потребовала, чтобы ребята подарили ей цыплёнка. Девочка помогла зажечь лампу в инкубаторе, потому что оказалась самой везучей. Потом мальчики стали регулировать температуру в инкубаторе толщиной подложенных под лампочку книжек. Температура держалась нужной, как в книжке. Скоро появятся малыши. «Весёлая будет семейка!»
Температура падает
Наступил выходной день. Коля с утра прибежал к Мишке, который не ложился спать из-за того, что в инкубаторе стала падать температура. Он её контролировал, подкладывая под лампу тетрадки. Мишка уснул, а Коля «уселся возле инкубатора и стал следить за градусником». Мальчик вычитал, что яйца нужно переворачивать через каждые три часа. Мишина мама сказала, что курица тоже переворачивает яйца, когда высиживает деток.
Температура повышается
Температура «теперь почему-то полезла вверх». Лампу опустили, Мишка заснул, Коля стал рисовать спящего друга. В гости пришёл Костя Девяткин и разбудил Мишку. Увидев инкубатор, Костя подумал, что мальчики занимаются паровой машиной или реактивным двигателем.Когда Костя узнал всё про инкубатор, ему захотелось посмотреть, как в восемь часов вечера мальчики будут переворачивать яйца. Время скоротали за игрой в шахматы. Яйца пересчитывали несколько раз, их было то одиннадцать, то тринадцать, то, наконец, двенадцать. Чтобы не запутаться, решили ставить на яйцах номера.
Майка дежурная
Ночью Мишка по будильнику просыпался, чтобы перевернуть яйца. А когда ребята уходили в школу, они оставляли дежурной Майку. Всё объяснив девочке, они устроили ей мини-экзамен. Костя очень хотел рассказать всем в школе про инкубатор, но сдержал слово о молчании.Дома было всё хорошо. Майка дежурила у инкубатора.
Всё пропало
Круглосуточно нужно было наблюдать за процессом. Воду приходилось подливать. Мишка очень устал, прошло пять дней, и он заснул на уроке. Мальчики перенесли инкубатор к Николаю. Теперь уже он «просыпался измученный и насилу вставал с постели». На десятые сутки Коля крепко уснул и не заметил, как температура опустилась на два градуса ниже. Мальчик боялся признаться в том, что он не уследил за температурой.Сбор отряда
Костя держал своё слово, и сказал, что инкубатор сделали другие ребята из чужой школы. Из-за этого инкубатора уроки были запущены, мальчики снизили успеваемость. Женя Скворцов сказал, чтобы Миша и Коля остались на отрядный сбор, так как они не учат дома уроков. Костя признался, что его друзья и «есть те ребята, про которых» он говорил. На сборе приняли решение взять шефство над инкубатором.Шефская работа
Мальчики-конструкторы показали свой инкубатор, рассказав, как они нагревают, как проверяют температуру, как переворачивают яйца. Потом организовали дежурство и написали правила для дежурных.Мишке и Николаю выпало «самое счастливое дежурство. Как раз в тот самый день, когда цыплята выведутся!»