Краткое содержание повести «Республика ШКИД» Белых и Пантелеева
Книга, написанная в конце двадцатых годов прошлого века двумя молодыми людьми, автобиографична. Одному автору едва исполнилось двадцать, другой был еще несовершеннолетний, но за их плечами уже много интересного и важного. Об этом они решили поделиться с читателями, своей трудной юностью, становлением. Повесть Григория Белых и Леонида Пантелеева «Республика Шкид», краткое содержание по главам которой представлена ниже, это – интересная, добрая, поучительная история о вчерашних хулиганах и беспризорниках, ставших хорошими людьми, благодаря правильному воспитанию.
Действующие лица
- Викниксор – Виктор Николаевич, заведующий Шкиды, мудрый, опытный, честный педагог.
- Воробьев – один из первых насельников Шкиды, ловкий, маленький, шустрый.
- Николай Громоносцев – он же «Цыган», смуглый, плечистый, смелый, дерзкий.
- Гриша Белых – он же «Янкель», ушлый, находчивый.
- Еонин – он же «японец», угловатый, тихий, застенчивый, знает немецкий язык.
- Слаенов – хитрый, вредный, толстый.
- Кауфман фон Офенбах – он же «Купец», сын белого офицера, высокий, крепкий, любит поспать.
- Леня Пантелеев – скромный, замкнутый, неразговорчивый.
- Джапаридзе – он же «Дзе» – сын офицера, грузин.
- Михаил Королев – он же «Кальмот», незаконнорожденный, невротик.
- Старолинский – он же «Голый барин», клептоман.
- Сивер Долгорукий – он же «Гужбан», сын артиста, нечестный, бессовестный.
- Кубышка – пухлый мальчик с темным прошлым.
- Мамочка – мальчик, получивший прозвище за то, что часто говорил: «мамочка».
- Костя Финкельштейн – задумчивый, романтик.
- Ельховский – он же «Саша Пыльников».
- Тоня Маркони – любимая девушка Янкеля.
- Айвазовский – племянник художника, преподаватель, он же «Крокодил», слабый, бесхарактерный.
- Эланлюм – немка, преподавательница немецкого языка.
Первые дни
В Ленинграде здание бывшего коммерческого училища переоборудовали под школу-интернат для трудных подростков. Беспризорников подбирали на улице, это были сироты, промышлявшие кражей. Также их привозили туда из детских домов, тюрем. Назвали учреждение Школой социального воспитания имени Достоевского. Но обитатели ее сократили название, так родилось прозвище – ШКИД.Лидером среди ребят стал Воробей. Это был четырнадцатилетний бойкий подросток. Так его прозвали из-за фамилии – Воробьев, а также из-за маленького роста и шустрого характера. Однажды заведующий детдома его наказал, мальчик раздобыл револьвер и отправился убивать начальника. Но попытка увенчалась крахом. За это его перевели в Шкиду.
Когда уроков еще не было, мальчики спали до обеда. Потом ели прямо на кроватях. Отправлялись по городу воровать. Вечером собирались вместе у горящей печки. Рассказывали о своих похождениях.
Воспитателей было мало. Заведующий обладал красивым сильным голосом, за это его уважали. Имена и отчества учителей мальчики сокращали, делая из них прозвища.
Цыган из Александро-Невской лавры
Скоро начались занятия. Количество учеников росло. Однажды к ним привели новичка. Он выглядел плечистым, сильным. Сразу повел себя авторитетно. Его сделали главарем. Звали его Николай Громоносцев. Был смуглым, за что получил прозвище Цыган.Его привели из Александро-Невской лавры. С приходом советской власти монастырь распустили, монахи ушли. Лавра превратилась в колонию для несовершеннолетних. Коля попал в карцер, выйдя оттуда, заявил, что любит математику, хочет быть профессором. Так его перевели в ШКИД.
Мальчик придумал сокращать имена отчества преподавателей, так заведующий стал Викниксором. Однажды заведующий предложил ребятам создать стенгазету. Цыган же сочинил стишок для нее. На ней был нарисован подсолнух. Заведующий объяснил, что это – символ Шкида. Он же назвал школу республикой.
Янкель пришел
Гриша любил свободу. Если его накажут, убегал из дома. После смерти отца мать совсем не бывала дома, зарабатывала. Заниматься сыном было некому. Мальчик пропадал на улице, воровал. Из одной школы его исключили. Мать повела его в другую школу, но и там была та же история.После третьей школы мама махнула на него рукой, Гриша пустился в свободное плавание. Он любил проводить время в кузнице. Мальчик зарабатывал тем, что подвозил вещи на санках людей, сошедших с поезда. Когда пришли белые, он воровал у них провизию с обозов, отправлял родне.
Потом его отправили в приют, а когда поймали с кражей, то в колонию. Решили отправить в Шкид. Когда Гриша пришел туда, заведующий спросил, любит ли он учиться. Тот ответил, что любит, особенно рисовать. Викниксор обрадовался и отвел его к ребятам.
Мальчишки его обступили, Цыган сразу назвал его Янкелем, потому что он был евреем. Гриша в ответ назвал его Цыганом, угадав прозвище. Это всем понравилось. Цыган хотел побить новичка, но за него заступился Воробей.
Табак японский
Однажды Янкель был дежурным по столовой, поэтому ему пришлось встать раньше остальных. Ему очень хотелось курить, так же, как и остальным ребятам. Но им не разрешали держать табак. Вдруг неожиданно Янкель спросил у напарника, хочет ли он покурить. И протянул ему пачку табаку. Он нашел ее на кухне, там же лежали еще десять пачек.Янкель разбудил мальчишек и радостно поделился находкой. Ребята поклялись спрятать табак и никогда об этом не рассказывать никому.
Но однажды заведующий пришел и сообщил о том, что в школе совершена кража. Кто-то украл табак, предназначенный для педагогов. Все ребята испуганно молчали. Никто не сознавался.
Потом Викниксор вызвал Янкеля, Цыгана и Воробья к себе в кабинет и приказал принести табак. Те начали отговариваться, что не брали. Тогда заведующий показал на лежащие на столе начатые пачки, значит, кто-то из ребят проговорился. Мальчиков наказали, не разрешив гулять в этот день.
Потом пришел Викниксор, чтобы огласить наказание за ужасный поступок. Он вдруг сказал, что наказания никакого не будет. Все заплакали, даже заведующий.
Маленький человек из-под Смольного
Летом школе предоставили для прогулок целый остров и территорию порта. Когда ребята собирались, появился новенький ученик. Он был маленького роста, угловатый, движения его были неловкими. Фамилия его была Еонин.Ребята пошли купаться и стали звать новичка, но он боялся. Но наконец, согласился, плавать он не умел. Когда все вышли из воды, стали сохнуть, всем раздали хлеб с маслом. Но новичка нигде не было. Нашли его среди немцев, свободно разговаривающим с ними по-немецки. Выяснилось, что мальчик учился немецкому в Очаковском интернате под Смольным.
Еонин рассказал, что рос сиротой. Отца убили на войне, мать умерла вскоре.
Немцы на прощание подарили ребятам пакет с печеньями. После этого случая стало понятно, что Еонин получил в школе всеобщее уважение. Скоро у него появилось прозвище «Японец» за узкий разрез глаз.
Викниксор предложил сочинить гимн Шкида. Японец и Янкель сочинили слова к нему, а мотив напел сам заведующий.
Халдеи
Халдеями называли в школе преподавателей. Немногие из них задерживались в Шкиде, потому что нужно было иметь особые черты для работы с трудными детьми: терпение, железные нервы, выдержку.Однажды в школе появился новый человек маленького роста в котелке. Он смотрел по сторонам и задавал вопросы. Вскоре его ребята подняли на смех, он исчез и больше не появлялся. Наверно понял, что это место – не для него.
Но потом пришел молодой мужчина с черными волосами и отлично сложенной фигурой. Он сразу понравился всем ученикам. Когда позвали в баню, мальчики стали капризничать. Но строгий голос нового преподавателя остановил их и приказал идти. Стало понятно, что он –авторитетный, на своем месте.
Новый преподаватель попросил у заведующего смену белья, потому что не захватил своего. Он понравился Викниксору, поэтому он дал ему белье. Но на следующий день он не явился на работу. Заведующий негодовал: украл белье, помылся за казенный счет и исчез. Всем понятно, что он оказался жуликом.
С тех пор заведующий строго приглядывался к новым учителям. Потом пришел Пал Ваныч. Он решил сблизиться с ребятами. Стал им петь арии из опер и веселые песни. Новый преподаватель сразу понравился всем. Он пообещал водить мальчиков в театр.
Но вскоре педсовет решил уволить нового преподавателя за слишком лояльное отношение к ученикам. Ребята успели полюбить его и встали на защиту. Они стали срывать уроки. Но преподавателя все равно уволили, несмотря на плакаты, которые вешали ребята.
Потом пришла молодая учительница анатомии. Она сумела расположить к себе ребят, они стали лучше учиться. После войны пришла учительница-еврейка, сумевшая привить детям любовь к театру. Они даже поставили школьный спектакль.
Остальные преподаватели недолго задерживались в школе. За два года их сменилось шестьдесят человек.
Власть народу
После окончания вечерних уроков ребята заскучали. Воробей занялся ловлей крыс. У него был свой способ. Когда крыса болталась на веревочке, он отпустил ее. Все стали громко кричать. Крыса, испугавшись криков, металась. Наконец ученик по прозвищу «Мамочка» прибил ее ударом ноги, за что его все осудили.Потом ребята решили пойти на танцы. В большом зале школы учитель играл вальс. Танцевала только одна пара мальчишек, больше никто танцевать не умел. В самом разгаре пришел Викниксор и объявил, что сейчас состоится школьное собрание.
Заведующий предложил дать полную власть ученикам. Раз это – республика, у нее должна быть конституция. Все ребята обрадовались. Черных назначили старостой по кухне.
Великий ростовщик
Ученик Слаенов был пухленьким, никто не помнит, как он появился в школе. Он спросил, чем кормят ребят. Узнав, что только картошкой, расстроился. Некоторые ребята страдали от нехватки еды, но в основном все относились к этому спокойно.Картошка была постоянно жаренная на тюленьем жиру. Многие не могли терпеть этот жир, но есть хотелось. Японец не выдержал и пустил шарик картошки по столу, за что был выгнан из-за стола.
Хлеба постоянно на всех не хватало. Слаенов прятал свою долю в карман, а потом раздавал ее в долг просящим. За это он получил авторитет. Постепенно все стали преклоняться перед ним, один только Янкель оставался непреклонным. Ведь он был старостой кухни. Но он втайне уважал толстяка, ведь он смог завоевать уважение всех ребят.
Он даже играл в карты на еду. Ему всегда везло, он выигрывал. Поэтому запас еды у Слаенова был большой. Постепенно он стал королем школы. Даже уголовника Кузю, за которым числились ограбления и убийства, сделал своим рабом. Слаенов заставлял Кузю чесать себе пятки, и он слушался.
Только один Мамочка сопротивлялся, не поклонялся Слаенову. Завязалось ядро оппозиции. Мамочка грозил побить Слаенова. Он подключил старосту к своему плану, который в дневнике столовой ставил лишние галочки ребятам.
Викниксор сменил старосту на Савушкина. Тогда раскрылся обман, что галочки были поставлены неверно. Викниксор приказал посадить Савушкина в карцер. По дороге он стал сопротивляться, побил всех.
Ребята понимали, что Савушкин не виноват. Он сидит по вине Слаенова. Тогда поднялся бунт, Славенова избили. Потом его отправили в карцер. Он сумел открыть замок и сбежать из заточения. После этого Слаенова в школе никто не видел.
Стрельна трепещет
Весной шкидовцев перевозили на дачу в Стрельне. Место было хорошее – рядом были лес и пруд. Преподаватель Косецкий сначала пользовался у ребят уважением. Но за донос заведующим его все разлюбили и начали мстить.Однажды Косецкий плавал в пруду, а ребята обстреливали его желудями. Когда он вышел, то под обстрелом не обнаружил своего белья. Мальчишки спрятали его, связав узлом.
Викниксор придумал вести Летопись Шкиды. А также создал стенгазету «Зеркало», где печатались новости.
Кауфман фон Офенбах
Однажды в Шкиду прибыл новичок. Он был огромного роста, плечистый. Пиджачок был мал, на нем смотрелся смешно, рукава едва доставали до локтя. Выяснилось, что он учился в кадетском корпусе. Его отец – царский офицер. Сюда мать его сдала в день его рождения, парню только что исполнилось четырнадцать лет. Выглядел он намного раньше.Парень рассказал, что он служил в алтаре в храме, где часто молился император Николай Второй. У новичка было пристрастие – он намазывал просфорки маслом и ел. Однажды он разрезал их пополам, намазал маслом, а съесть не успел. Батюшка послал его за кипятком.
Когда парень вернулся, его ждало суровое наказание. Выяснилось, что отец принес просфоры императору, а половинка отвалилась и упала на пол маслом вниз.
Новичок получил прозвище «Купец». Утром он любил поспать. Всех, кто его пытался разбудить, ждал сильный удар кулаком. Учиться он не любил. Был сильным, но добродушным.
Пожар
После отбоя ребята собрались в классе, чтобы отпраздновать юбилейный выпуск газеты «Зеркало». Учительница немецкого языка разрешила им посидеть недолго. Мальчишки пили чай. После полуночи она прогнала их спать.Часа в три ночи многие проснулись от дыма. Сначала подумали, что кто-то курит. Но оказалось, что начался пожар. Ребята прикрыли лицо подушками и вышли на улицу. Учительница немецкого спросила, где дежурный учитель. Выяснилось, что он остался в спальне. Учительница вытащила его за руку, он задыхался.
Загорелась буржуйка, это стало причиной пожара. Приехала пожарная машина и потушила вскоре огонь. Сгорело два класса. Ребятам было жалко газету «Зеркало», пострадавшую при пожаре. Они решили создать новую.
Ленька Пантелеев
В Шкиде появился новенький. Он был тихий, неразговорчивый, насупленный. Его рекомендовали как поэта, но этим было никого не удивить. Многие ребята писали стихи. Сам заведующий писал не хуже Блока, как он говорил.Новичок отказывался говорить, откуда он пришел, чем занимался. Его никто не навещал, только один раз пришла мать и сестра. С ними он разговаривал свободно, даже смеялся.
К Викниксору приехала мать и поселилась в его комнате. Старуха была слепой и плохо слышала. Она пробиралась на кухню, держась за стену. Жарила там лепешки. Вкусный аромат будоражил учеников. Однажды они не выдержали и один за другим стащили у старухи с блюда все лепешки. Она даже не заметила этого.
Когда ребята наелись лепешек, заметили, что Пантелеев не ел. Он сказал, что это – низость. Тогда ребята запихали ему в рот лепешку, он плевался. Они испугались, что он донесет начальству, и стали бить.
Вошел Викниксор и спросил, что происходит. Ребята отступили, заведующий увидел побитого Леньку и все понял. Он повел его в свой кабинет. Мальчишки были уверены, что он на них донесет. Но произошло неожиданное. Дверь кабинета открылась, заведующий выволок за руку Пантелеева и приказал посадить в карцер на трое суток.
Мальчишки были удивлены. Значит, Пантелеев взял вину на себя. Им стало неловко, они пришли к двери и стали просить прощения, принесли еду. Новичок не отзывался и не ел.
Мальчишки решили пойти и признаться во всем заведующему. Но в этот момент Пантелеев вернулся. Он рассказал, что не брал на себя вину. Викниксор спросил, за что его бьют. Тот ответил, что за лепешки. Заведующий стал его ругать и посадил в карцер.
Ребята засмеялись, Пантелеев тоже. Они сдружились. Еще одно обстоятельство прославило новичка. Однажды принесли газету, в которой был дан ответ Пантелееву, что его стихи не подходят. Мальчик боялся, что его поднимут на смех, но его, наоборот, все зауважали, что он такой известный.
О «Шестой державе»
Янкель был редактором газеты «Зеркало», которая после пожара пережила свое второе рождение и превратилась в журнал. Но со временем ему лень было писать газету. Японец спрашивал у него, почему он не работает. Тот ссылался на лень.Тогда Японец решил создать свою газету, потом еще одну. Янкель тоже создал новую газету «Комар». Ребята были недовольны, что в газетах не было развлечений, кроссвордов, головоломок. Тогда Янкель и Японец начали придумывать их.
Со временем число новых газет росло. Их стало слишком много. Пришлось начальству сократить их количество.
«Дзе, Кальмот и Ко»
Пришли несколько новичков в школу. Среди них был грузин, сын офицера. Он учился в корпусе, но пребывание там его испортило. Докатился до Сергиевской, это был интернат с дурной славой.Пришел также Королев, он говорил, что незаконнорожденный сын. В Сергиевскую попал за воровство, потом перевели в Шкид. Он страдал бессонницей. Еще пришел оттуда Старолинский, тоже невротик. Тихиков пришел тоже из Сергиевской, был замкнутым. Его взял под свою опеку Пантелеев. Грузин примкнул к верхушке. Ему дали кличку «Дзе». Королев превратился в «Кальмонта».
Саша Пыльников
Ребят позвали на гимнастику. Двое отказались идти, показав учителю свои раны на ноге. Как только преподаватель ушел, они смыли нарисованные раны. Обладая художественными данными, ребята научились очень реалистично рисовать раны.Вскоре им захотелось есть. Они вспомнили, что на печке были запасы еды. Японец залез на спину Янкелю. На печке они нашли засохшие бутерброды с колбасой. В это время в класс вошел заведующий. Он понял, что ребята притворялись больными и дал им пятый разряд.
Викниксор привел новенького. Отец у него погиб, мать сдала сына в интернат. Но старший брат выписал потом семью. Мальчик рос непослушным, бузил, тогда попал в Шкиду.
Японец злился на новичка, потому что из-за него вошел в класс Викниксор. Новичок стал быстро и смешно чихать, за что получил было прозвище «Чихун». Но позже он удивил всех своим непослушанием Викниксору, когда отказался идти со всеми в баню. Авторитет новичка возрос, ему дали прозвище Пыльников за сходство с героем романа Сологуба.
Улиганштадт
Слово «хулиган» английское. Было такое семейство в Англии Хулигэн, содержавшее гостиницу. Все, кто туда попадал, были ограблены и убиты. С тех пор пошло такое нарицательное прозвище.Немка-учительница часто называла так ребят. В шутку они назвали свою республику «Улиганией» и даже написали свою конституцию. В ней прославлялись хулиганы, все те, кто не слушался и бузил.
Лотерея – аллегри
Ребята скучали на уроках. Тогда Джапаридзе придумал лотерею-аллегри. В субботу все ребята моют полы, только Янкель, Пантелеев и Купец отпросились домой. Им дали отпуск до понедельника. Они принесли из дома разные вещи для лотереи: коньки, обмотки, статуэтки.Другие ребята мыли пол. Зал надо мыть особенно тщательно. Но мальчишки выкрутились. Одни бегут, поливают из ведра на пол, а следом бегут другие и растирают.
Когда все было готово для лотереи, начали продавать билеты. За них просили пять копеек или фунт песку. Первым купил заведующий. Цыган разозлился, что ничего не удалось выиграть, побил Японца. Тот придумал, как отомстить. Подговорил Джапаридзе сказать, что выручку украли. А потом разделил все с Японцем.
Это была не единственная лотерея. Потом ребята создавали другие.
«Даешь политграмоту»
Однажды подошли ребята к заведующему и заявили, что хотят политграмотой заниматься. Он пообещал им, что даст учителя. Пришел новенький халдей, но выяснилось, что он сам ничего не знает. Ребята подняли его на смех. Его уволили, на смену пришел другой учитель.Тот оказался политически просвещенным, ответил на все вопросы ребят и сказал, что будет у них преподавателем. Он всем понравился, ребята были довольны.
Учет
Наступило Рождество, но в школе его не праздновали. А на Новый год ребятам разрешили не спать до часу ночи. Шампанское заменили клюквенным морсом.Все готовились к отчетному мероприятию, на котором ребята демонстрировали свои знания. На это мероприятие приехали отовсюду педагоги, и мальчишки не ударили в грязь лицом.
На следующий день всем ребятам дали отпуск. Школа разбежалась, кто куда.
Шкида влюбляется
Наступила весна, ребятам не до учебы. Они думают о девчонках. После уроков тщательно моются, причесываются и выходят на улицу, чтобы познакомиться.Только Янкель не выходит, грустит. В интернате он познакомился с девочкой по имени Тоня. Они встречались, подолгу разговаривали, делились секретами. Девочка рассказала ему о своих родителях. Он приходил в женское отделение, они прятались под одеялом и разговаривали.
Тоня призналась ему в любви, поцеловала его перед разлукой. Когда его перевели в Шкиду, она приходила его навещать. Но ребята стали их дразнить, пришлось прогнать Тоню. А теперь они тоже влюблялись. Янкель скучал, ему посоветовали навестить девушку. Янкель нашел ее, но она сделала вид, что не узнала его и прогнала.
Костя увидел в парке девушку своей мечты. Он приходил сюда каждый день, чтобы на нее посмотреть. Однажды он увидел рядом с ней парня, который грубил ей. Костя попробовал заступиться, но получил.
После этого несчастного случая Костя пробовал повеситься, но его спасли.
Крокодил
В Шкиде появился новый учитель. Он был племянником известного художника Айвазовского. Прочел юмористический стишок про крокодила, за что получил прозвище «Крокодил».Однажды ученики украли у него карандаши. Он пожаловался заведующему и записал это в Летописи. За донос Крокодила избили ученики. Потом они требовали, чтобы он записывал в Летописи и хорошие дела ребят. Он исполнил. Иногда он позволял мальчишкам бить его.
Викниксор заметил избиение, после этого учителя в Шкиде больше не видели.
Преступление и наказание
Наступила весна. Ребята залезли на крышу, лежали, щурясь на солнышке. Делать было нечего, мальчишки стали кидать камни вниз. Ленька и Саша кинули камни и разбили окно в прачечной. Они были уверены, что никто не заметит этого. Когда спустились, учительница немецкого языка спросила, где они были. Они соврали, что дежурили в классе.Пантелеев соврал, что он переводил Гете. Она удивилась и попросила принести перевод. Он понял, что влип. Но Японец обещал помочь ему. Для него это было проще простого. Он еще написал стих, который тут же взяли для журнала.
Вечером Викниксор объявил, что кто-то выбил стекла в прачечной. Мальчишкам стало неловко и они решили признаться. Заведующий прогнал их из Шкиды домой. Им не хотелось домой, и они пошли ночевать во флигель. Их заметил там сторож-татарин, выгнал. Но они снова туда вернулись и заснули.
Утром мальчишки решили продать что-нибудь, чтобы отдать деньги за стекла. Они продали старый зуб и сапоги. Деньги отдали Викниксору. Он взял деньги и все равно прогнал их на месяц. Мальчишки ушли по домам.
«Юнком»
В сарае для дров несколько ребят решили создать свою комсомольскую организацию. О тайной организации никто не знал. Нот однажды их заметил Викниксор. Пришлось все ему рассказать. Он оказался не против.Ребята создали литературный кружок «Зеленое кольцо».
Содом и Гоморра
Викниксор ненадолго уехал в Москву, управление перешло к немке. Ребята расслабились, забузили.В Шкиде появился новичок, сын артиста. Вид у него был грубый, поэтому он получил прозвище Гужбан. Он учился в Царскосельском лицее, но воровал. За это был изгнан, переведен в приют. После революции отец его умер, мать и сестра пропали. Выглядел он на восемнадцать лет.
В Шкиде тоже воровал, дружился с Цыганом. Гужбан подговорил его украсть кофе. Он продал его скупщикам на воле. На вырученные деньги купили спиртное, закуску. Пировали, пили, танцевали и тут же блевали с непривычки.
Воровать им понравилось, и они стали красть все подряд из Шкиды. Юнкомовцы пытались бороться с этим злом, но их избили.
Первый выпуск
По возвращении Викниксор узнал о преступной группировке, появившейся в Шкиде. Он долго думал, как перевоспитать хулиганов и пришел к решению. Их может переделать только труд.Он собрал собрание, на котором объявил. Громоносцев, Долгорукий, Бессовестин, Устинович переводятся в сельскохозяйственный техникум. Цыган заревел впервые за все время. Он хотел стать профессором, а не коров пасти. Но заведующий возразил, что лучше стать честным работником, чем плохим профессором. Козлов был направлен в распределитель, откуда его, скорее всего, отправят в Лавру.
Мальчишки горячо простились друг с другом и расстались.
Раскол в Цека
Леньке и Янкелю не спалось. Они мечтали о карьере в кино. Один хотел стать артистом, другой – режиссером. Пантелееву нельзя быть актером из-за картавости. Выяснилось, что Янкель не различает цвета.Друзья договорились после окончания школы уехать в Одессу, где их ждет работа в кино. Они даже сложились на будущее дело, положили в тайник деньги, какие у них были.
В «Юнкоме» решили запретить курение в помещении. В Цека произошел раскол. Ребята заметили, что последний выпуск газеты «День» был подрывающим авторитет Юнкома. Постановили, что Черных и Пантелеев должны признать свои ошибки. В противном случае они перестанут выпускать газету.
Но они сказали, что газета будет выходить ежедневно. Спустя некоторое время скандал был забыт.
«Шкидкино»
Пантелеев и Янкель решили «снимать» свое кино. Они повесили объявление о предстоящем сеансе. Сначала вход был бесплатный. Вместо кинопроектора была обычная лампа, которая подсвечивала кадры – рисунки на бумаге с надписанными стихами по сюжету. Ребята ловко меняли кадры, получалось «кино». Премьера всем понравилась, хотя длилась несколько минут.Следующий сеанс был платным и только для взрослых. Фильм был про Пупкина – Дон Жуана. В газете появилось объявление о том, что юнкомовцы снимают и показывают неприличные фильмы. Викниксор увидел объявление и грозился выгнать Янкеля и Пантелеева из Шкиды, если такое повторится. А пока дал им по пятому разряду.
Бумажная панама
Сарра Соломоновна торговала сладостями возле Шкиды. Пантелеев и Янкель поинтересовались у нее, оставляет ли она ларек на ночь. Та затревожилась, не задумывают ли ребята ограбление. Но их интересовало, кто и за какую цену возит ей ларек. Они сказали, что будут возить ларек за меньшую плату.Так ребята неплохо заработали ради осуществления своей кинематографической мечты. Узнав, что Сарра Соломоновна скупает макулатуру, они насобирали старые газеты и тетрадки и отнесли ей. Увидев старые ненужные книги в библиотеке, они спросили у заведующего, можно ли их взять. Получив разрешение, они унесли их на своей голове, получили деньги от Сарры Соломоновны. Несли тома они очень смешно. Все прохожие удивлялись, что за рабы идут.
Деньги ребята отложили на мечту, но часть потратили на еду и кино.
Спектакль
В Шкиде готовился спектакль для гостей. Также подготавливали угощение. Ребята, как могли, делали декорации, учили роли. Наступил день выступления.В целом все прошло хорошо, но не без приключений. Когда Купец попросил служанку принести угощение, за кулисами раздался голос, что он все съел накануне, нечего нести.
А когда нужно было даме зажечь свечу, мальчик, игравший ее, вспомнил, что спички у него в кармане брюк. Пришлось задирать юбку. Зрители ахнули, но, увидев под юбкой брюки, успокоились.
После спектакля было угощение. Голодный ученик, сам глотая слюни, уговаривал маму есть. Уверял, что их здесь хорошо кормят, что они не голодные.
Янкель и Пантелеев выпросили отпуск у Викниксора. Они были счастливы, ведь у них есть деньги. В любую минуту они могли осуществить свою мечту.
Птенцы оперяются
Янкель возвращался в Шкиду из отпуска в радостном настроении, напевая песенку. Но вдруг услышал шум. Встретивший его мальчик ответил, что в школе – большой скандал. Кто-то украл два одеяла со сцены. Занавес состоял из десяти одеял, а осталось только восемь. Викниксор в гневе, он подозревает Янкеля.Янкелю было обидно, ведь он не виноват. Он решил, что пришла пора уходить, чтобы осуществить свою мечту. Он спросил Пантелеева, пойдет ли он с ним. Тот, подумав, ответил положительно.
Мальчики пошли к заведующему и доложили о своем решении. Им было по шестнадцать лет, они уже три года в Шкиде. Викниксор внимательно выслушал их, подумал и сказал, что они правы. Они уже повзрослели и могут жить самостоятельно. Что школа сделала из них порядочных людей. Они уже не бродяги, хулиганы, какими были, придя сюда. Он и сам хотел через полгода их выпускать, но они созрели раньше срока.
Мальчики попрощались со всеми, немного всплакнули и отправились во взрослую жизнь.
Последние могикане
После ухода Пантелеева, Янкеля и Цыгана, ушли еще трое – Горбушка, Тихиков и Воробьев. Они отправились работать в типографию. Поступали в Шкид новые ребята. Купец поступил в военный вуз. Он приходил в военной форме в школу, счастливый, что будет служить в Красной Армии. Также он подал заявление в Комсомол.Пришло письмо от Громоносцева. Он писал, что Викниксор был прав, труд действительно перевоспитал его и сделал нормальным человеком. Теперь он жить не может без сельского хозяйства. Цыган навсегда разучился воровать и стал честно зарабатывать на жизнь. Гужбан из техникума ушел, его перевели на завод. У Цыгана появилась девушка, с которой он намерен связать свою жизнь. Он писал, что благодарен Шкиду и Викниксору, за то, что сделали из него человека.
Пришло также письмо от Янкеля и Пантелеева, они стали корреспондентами киножурнала.
Цека переизбрали, назвав его «Бюро». Председателем стал Старолинский. Пыльников поступил в педагогический институт. Японец туже туда пытался поступить, но его не взяли. Тогда он стал завклубом при милиции.
Эпилог написанный в 1926 году
Через три года после написания этой книги, авторы Янкель и Пантелеев пришли в заводской клуб. После спектакля вышел на сцену человек, в котором они узнали Японца. Он обрадовался ребятам, сказал, что учится в Институте сценических искусств, а здесь проходит практику.Он рассказал, что Саша Пыльников, ненавидевший халдеев, сейчас сам – халдей. Купец стал красным офицером. Воробья ребята встретили на улице, он спешил. Потом пришел и рассказал, что работает в типографии вместе с Мамочкой, Горбушкой, Адмиралом и Кубышкой.
Потом они встретили Цыгана, он стал агрономом. Он был с усами и бородой. Ребята сидели за столом и вспоминали Шкиду.