1. Фригато
  2. /
  3. Краткие содержания
  4. /
  5. Песчаная учительница

Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» Платонова

Настройки

Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона

Данное произведение было написано в 1927 году. В основе сюжетной линии автор использовал фрагменты из жизни своей будущей жены. Она и стала прототипом главной героини. Краткое содержание рассказа Платонова «Песчаная учительница» по главам это история о жизни простых людей, которые своим трудом сумели превратить безжизненную пустыню в цветущий сад. Мария Нарышкина сумела за короткий срок научить крестьян премудростям борьбы с подступающими песками, что значительно улучшило качество их жизни.

Главные герои

  • Мария Никифоровна Нарышкина - дочь сельского учителя. Целеустремленная, напористая девушка. После окончания педагогических курсов устроилась на работу учительницей в село.
Второстепенные персонажи
  • Отец Марии - школьный учитель.
  • Вождь кочевников
  • Заведующий окружным отделом народного образования


Глава 1

Внешностью Мария Нарышкина больше напоминала юношу с крепкой мускулатурой и сильными ногами. Назвать эту двадцатилетнюю девушку хрупкой и нежной, язык не поворачивался. Родом Мария из небольшого городка в Астраханской области. Отец-учитель всячески оберегал юное дитя от бед. Лишнее не рассказывал. Благодаря ему, Марию не коснулись ужасы Гражданской войны и революции. Когда Марии исполнилось шестнадцать лет, отец отвез ее в Астрахань на курсы. За четыре года учебы на педагогических курсах, девушка испытала все то, что испытывает большинство девушек ее возраста. Прочувствовала на себе муки первой любви. Душевные страдания чуть не довели ее до самоубийства, но она сумела с этим справиться. Учеба позади. Курсисток собрали в зале и произнесли им трогательную речь, где объяснили насколько важно для страны то, чем они будут заниматься. Мария по распределению попала в село Хошутово. Его местонахождение граничило со среднеазиатской пустыней.

Глава 2

По дороге в село Мария, окидывая взглядом пустынные пейзажи, испытывала тоску. Первый раз в жизни она увидела настоящую песчаную бурю о которых раньше читала в книжках по географии. На третий день она оказалась на месте. Село представляло собой несколько десятков дворов. Все улицы были занесены песком. Их были целые сугробы. Каждый день местных жителей начинался с того, что они расчищали лопатами усадьбы от песчаных заносов. Марии Никифоровне их тяжелое занятие показалось бессмысленным. Стоило им все расчистить, как песок снова все заваливал. Учительнице выделили комнату при школе. Сторож, мужчина преклонных лет, искренне обрадовался ее появлению. Он принялся опекать ее, как родную дочь, всячески помогая с обустройством ее нового жилья.

Глава 3

За два месяца Мария Никифоровна привела школу в порядок и приступила к ученью. Ребята посещали уроки неисправно. То ходили, то нет. Пришла зима, а вместе с ней наступил голод и холод. Детям нечего было надеть и обуть. Поэтому они просто перестали приходить на занятия. Есть тоже было нечего. Хлеб в селе заканчивался. Люди начали умирать. Жизнелюбие и оптимизм Марии начали угасать. Она не знала, что ей делать дальше. Было очевидно, что село обречено. Крестьянам было наплевать на школу вместе с ее уроками. Их волновала одна проблема, как одолеть эти пески.

Неожиданно Марию Никифоровну осенило. Она поняла, как заинтересовать народ. Надо сделать одним из главных предметов обучение борьбе с песками. Крестьяне ее выслушали. Было видно, что они не поверили ей. Мария была не из тех, кто бросает слова на ветер. Написав заявление и собрав подписи с крестьян, она поехала в отдел народного образования. Ее там выслушали, сочувственно покивали головой, но преподавателя по борьбе с песком так и не дали. Ей посоветовали самой изучить соответствующую литературу и начать самой преподавать песчаную науку.


Глава 4

За два года Марии Никифоровне удалось настолько преобразить село, что его было не узнать. Ей так же удалось приобщить крестьян к общественному труду. Совместными усилиями они рассадили шелюгу, что позволило укрепить пески. Теперь деревне были не страшны сильные пустынные ветра. Это значительно повысило урожайность трав и позволило орошать огороды. Вместо навоза для растапливания печей стали использовать ветки шелюги. Из них же стали плести корзины, изготавливать плетеную мебель на продажу. Это позволило немного улучшить тяжелое положение крестьян. Жизнь в селе налаживалась. В школу к Марии Никифоровне часто заглядывали взрослые. Им нравилось слушать мудрые речи учительницы о том, как выживать в песчаной степи.

Глава 5

Спокойная жизнь в селе была нарушена приходом кочевников, которые раз в пятнадцать лет появлялись здесь и уничтожали все на своем пути. С их приходом в село пришла беда. Их кони вытоптали всю шелюгу, все сосновые насаждения. Даже воды в колодцах не осталось. Животные выпили всю воду из них. Село замерло в безмолвном молчании. Мария Никифоровна отправилась на переговоры к вождю кочевников. После разговора с ним, она поняла, что вождь далеко не глуп и говорит грамотные вещи. Где-то в душе она была даже согласна с его выводами. Составив доклад по итогу их встречи, Мария Никифоровна отправилась с ним в округ. Ее там выслушали и посоветовали перевестись в другое село, в Сафуту. В Хошутове она уже сделала все, что могла. Крестьяне там справятся и без нее.

Население Сафуты составляют не крестьяне, а оседлые кочевники. Теперь пришла пора и их обучить премудростям борьбы с песком. С улучшением качества их жизни, к ним могут подтянуться другие кочевники, которые тоже захотят остаться в селе. Тогда русские селения перестанут страдать от их набегов. Все посадки останутся целы. Мария Никифоровна призадумалась. Перспектива ехать в глушь ее не очень обрадовала, но вспомнив о безысходной судьбе двух народов, оказавшихся во власти песчаной стихии, согласилась. Перед отъездом, она пообещала, что обязательно навестит их через несколько десятков лет. И добираться до них она уже будет не утопая в песке, а по лесной дороге. Заведующий был удивлен ее решением. Он сказал, что, таким как она, под силу управление не школой, а целым народом. Люди сумеют по достоинству оценить проделанную ею работу, когда увидят, как пустыня зазеленеет на их глазах.


    В среднем, пользователи прочитывают текст за 4 мин.


    Добавить в избранное


    Похожие материалы:
    Присоединяйтесь к обсуждению
    0 комментариев
    Новое