1. Фригато
  2. /
  3. Краткие содержания
  4. /
  5. Баранкин, будь человеком!

Краткое содержание повести «Баранкин, будь человеком!» Медведева

Настройки

Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона

Детская сказка, написанная советским писателем, имеет философский смысл. Повесть Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!», краткое содержание по главам которой изложено ниже, интересна не только детям, но и взрослым.

Действующие лица

  • Юра Баранкин – мальчик, неуспевающий ученик.
  • Костя Малинин – его друг.
  • Миша Яковлев – их одноклассник, отличник.
  • Алик Новиков – фотограф стенгазеты.
  • Зина Фокина – одноклассница, активистка.
  • Эрка Кузякина – главный редактор стенгазеты.
  • Муська – кошка Юры.


Часть первая

1

Баранкин и его друг Малинин получили двойки по геометрии в начале учебного года. Это событие взволновало всех учеников класса, которые мечтали, чтобы класс был образцовым, и в нем не было отстающих.

В стенгазете написали сатирическую статью, посвященную друзьям-двоечникам, где пристыдили их.

2

После уроков было решено всем остаться для собрания, посвященного двоечникам, позорящим класс.

3

На собрании все кричали, что это – недопустимо, учебный год начался с двоек. Это – позор для класса. Кто-то предложил вызвать родителей двоечников в школу. Девочки предложили заставить их сажать деревья в школьном саду в качестве наказания.

Юра сказал, что он не виноват. Виноват учитель, что вызвал его первым. Если б вызвал отличника, не было бы двоек в начале учебного года.

4

Фокина сказала Юре, чтобы он был человеком, исправил двойку. Тот ответил, что уже устал быть человеком.

5

Юра и его друг Костя ждали Мишу в воскресенье, который должен был прийти заниматься с ними. Но вместо него появилась Зина с двумя лопатами и Алик, который сфотографировал ее для стенгазеты. Зина отдала лопаты друзьям, а Алик сделал фото.

6

Баранкин был недоволен, что приходится работать в воскресенье. У всех должен быть выходной раз в неделю. Он посмотрел наверх и увидел воробьев. Мальчик позавидовал им, что они не работают. Он подумал, что у них – каждый день выходной. Баранкин захотел стать воробьем.

7

Юра сказал своему другу, что если очень захотеть, мечта обязательно сбудется. Надо произнести заклинание, и они превратятся в птиц. Тогда им не придется работать и заниматься.

8

Юра сам сочинил стих-заклинание. Он заставил друга сесть на лавочке на корточки, зажмурить глаза, сосредоточиться и прочитал вслух волшебные слова.

Часть вторая

9

Юра долго сидел на корточках с закрытыми глазами, пока у него не начали бегать мурашки по ногам. Ему почему-то вдруг захотелось съесть овес. Но его он никогда не любил. Мальчик открыл глаза и увидел вместо своей ноги – воробьиную лапку.

10

Юра смог превратиться в воробья и был очень рад этому. А у его друга это никак не получалось. Юра уговаривал его попробовать еще раз. Но тут показался Миша, Костя должен был с ним заниматься. Он еще раз попробовал и смог превратиться в птицу тоже.

Мама удивилась, что мальчики пропали. Она предложила Мише пройти в дом и подождать, когда они вернутся.

11

Мальчики радовались, что стали воробьями. Но тут появился большой воробей, начал обижать Костю, дергать ему перья из хвоста. Юра защитил друга, подставил подножку обидчику. И тогда появилась кошка.

12

Костя улетел на куст и оттуда стал кричать, что за спиной у Юры кошка. Это была их Муська. Она подкралась и хотела съесть бывшего хозяина. Пришлось спасаться.

13

Старые воробьи стали ворчать и поучать молодых друзей.

14

Юра увидел, как их одноклассник Венька нацелился на них рогаткой с оптическим прицелом. Друзья улетели.

15

Какая-то воробьиха стала кричать на них, называя сыночками. Они отрекались, что не знают ее. Тогда она стала кричать, звать других воробьев. Пришлось признать ее своей матерью.

16

Новоиспеченная мамаша стала учить друзей вить гнездо. Тут прилетел отец.

17

Воробей-папаша сказал, что нашел свободный скворечник. Надо скорей лететь занимать его, но придется подраться с другими воробьями.

18

Друзья полетели к скворечнику. На них налетели воробьи, началась драка. Друзья уже потеряли из виду новоиспеченных родителей. Благодаря сноровке Юры, им пришлось отбиться от драчунов.

Юра сказал, что быть воробьем – совсем не весело. Он предложил Косте превратиться в бабочек, потому что у них райская жизнь – пить нектар и не работать.



Часть третья

19

Друзья стали читать заклинания. Кошки подкрадывались к ним все ближе. Вдруг они отпрянули, потому что птицы превратились в бабочек. Юра стал капустницей, а его друг Махаоном. Он не знал, почему так, наверно из-за того, что жил в Хабаровске.

Друзья полетели пить нектар.

20

Они увидели красивую бабочку, которая спала. Тут до друзей дошло, что все бабочки осенью засыпают и спят всю зиму. Значит, они тоже должны скоро заснуть.

Появился воробей, друзья успели улететь. А птица склевала спящую бабочку.

21

Друзья увидели одноклассников, которые гонялись за бабочками-вредителями и били их лопатами. До Юры дошло, что он – и есть бабочка-вредитель. А его другу повезло.

22

Друзья полетели пить нектар в школьный сад. Капустнице тяжело было лететь, а у махаона крылья большие. Юра прицепился к ногам друга и полетел быстро, как на буксире.

23

Юра сел на цветок, от которого вкусно пахло нектаром. Опустил хоботок, но нектара набрать не получилось. Вместо этого он стал чихать от пыльцы. Тут появилась большая пчела. Друзьям пришлось спасаться.

24

Юра стал пить воду из лужи. Он подумал, что хорошо быть трутнем. Надо бы в них превратиться. Только он не знал, как они выглядят. Внезапно его друг уснул.

25

Появились одноклассницы и заметили бабочек. Они захотели их поймать для школьной коллекции. Зина решила сама поймать их.

26

Зина подкралась с сачком к бабочкам и замерла на одной ноге. Юра отчаянно пытался разбудить друга, но ничего не получалось. Ему помогли муравьи, они стали ползать по Косте-махаону и щекотать за живот. Юра тоже стал щекотать, Костя проснулся.

Юра объяснил ему опасность ситуации. Вместе они прочли заклинание.


Часть четвертая

27

Друзья успели превратиться в муравьев. Девочки не поймали бабочек, а увидели вместо них муравьев.

Друзья обрадовались, начали веселиться. Даже собрались играть в футбол, позвали других муравьев. Но те не согласились.

Друзья решили посмотреть, что делают другие муравьи. Они ходили туда-сюда с бревнами на плечах. Юра возразил, что сегодня – воскресенье, надо отдыхать.

28

Друзья почувствовали тягу присоединиться к другим муравьям. Их инстинкт заставлял работать. Они стали тащить бревна вместе со всеми, строя муравейник.

29

Юра решил устроить бунт против инстинкта. Он подговорил своего друга тоже препятствовать инстинкту.

30

Старый муравей заинтересовался, почему друзья не работают. Он созвал других муравьев. Они стали возмущаться, почему эти незнакомцы прекратили работу до появления луны. Совет муравьев приговорил их к смерти. Друзей схватили и потащили куда-то.

31

Все закричали, что идут Мирмики. Муравьи бросили друзей и убежали. Мирмики – это были рыжие муравьи. Началась война между рыжими и черными муравьями.

32

Юра подобрался к другу, который умело сражался с мирмиками, и уговорил его стать обратно людьми.

33

Друзья вместе прочли заклинание, чтобы превратиться в людей.

Часть пятая

34

Юра упал на траву и лежал долгое время без сознания. Неизвестно, сколько времени прошло. Когда он захотел почесать рану, которую получил в битве с рыжими муравьями, то обнаружил, что у него человеческая нога, а не муравьиная.

Он открыл глаза, встал и медленно поплелся домой. Мальчик сел на лавочку, вспомнил своего друга и заплакал. Он был уверен, что Костя погиб. Но вдруг откуда-то сверху он услышал Костин голос.

35

Юра подумал, что Костя говорит с неба, с того света. Но Костя спрыгнул с забора ему на шею и стал бить его. Так Юра понял, что его друг жив.

Он перестал плакать и начал обнимать друга. Потом он увидел Муську и хотел отодрать ее за ухо, за то, что она его чуть не съела. Но Костя остановил его.

Тут показались Миша и Алик. Мальчики набросились на них и начали обнимать и целовать от радости. Потом пришли Зина и Эрка, друзья им тоже были рады. Никто не понимал, что случилось с мальчиками.

Потом пришел Венька, Юра дал ему подзатыльник за рогатку.

36

Друзья долго занимались с Мишей, потом пошли сажать деревья. Алик фотографировал их и не понимал, чему они радуются. На следующее утро Юра пришел в школу раньше всех, за пару часов. Она была еще закрыта.

Тут он заметил чью-то тень. Оказалось, что Костя тоже пришел раньше всех. Они стали ждать, когда откроют школу.

Мальчики исправили свои двойки и даже стали учиться на отлично. Сам директор их похвалил, а Зина подумала, что они заболели. Она больше никогда не просила Баранкина стать человеком.


Основная мысль произведения. Юре казалось, что ему живется тяжело. Что насекомым и птицам легче, поэтому он уговорил своего друга превратиться сначала в птиц, потом в бабочек, потом в муравьев. Но выяснилось, что быть птицей и насекомыми совсем непросто. Тогда они превратились обратно в людей и были счастливы. Люди часто завидуют другим, не зная всех особенностей жизни остальных.


    В среднем, пользователи прочитывают текст за 2 мин.


    Добавить в избранное


    Похожие материалы:
    Присоединяйтесь к обсуждению
    0 комментариев
    Новое
    ×