Краткое содержание рассказа «Баргамот и Гараська» Леонида Андреева
Произведение Леонида Андреева написано в жанре рассказа. В произведении раскрывается традиция главного христианского праздника Пасхи. Автор пытается сказать, что все люди братья и должны жить в мире и согласии. Краткое содержание рассказа Леонида Андреева «Баргамот и Гараська» — это только первое знакомство с творчеством замечательного писателя.
Главные герои:
- Баргамот. Это городовой Иван Акиндинович Бергамотов. Сильный, порядочный, честный и хороший семьянин.
- Гараська. Пьяница, у которого нет дома. Зовут его Герасим Андреевич. Хорошим человеком его назвать нельзя из-за его тунеядства и сквернословия.
- Марья – жена Бергамотова. Скромная, любящая, работящая женщина.
Краткое содержание
Баргамот был городовым в городе Орёл. Жители Пушкарной улицы прозвали так Ивана Акиндиновича Бергамотова. На самом деле, бергамот – это нежный плод, а городовой с таким прозвищем, имел довольно видную фигуру и громкий голос. Надзиратели звали его по-своему: «дубиной». Жители-пушкари почитали и уважали Баргамота за веру своему делу и недюжинную силу. А Пушкарная улица славилась частыми драками, в которой принимали участие все, включая женщин.Жил Баргамот со своей семьёй в небольшой покосившейся избушке, любил своих жену Марью и двоих детей, огород. Любил домашних по-особому, часто поучая их физической силой. Марья почитала мужа за степенность и за отсутствие страсти к алкоголю. При этом ей удавалось «вертеть им … с … лёгкостью и силой…».
Как-то раз городовой в скверном настроении находился на своём посту. Баргамот был голоден. Люди в нарядных одеждах в честь Светлого пасхального праздника пошли в церковь. Улица стала совсем пустой, позвонили к обедне, а позже колокольный перезвон зазвучал в часть воскресения Христа. Баргомот был в своих мечтах в предвкушении накрытого стола. Вдруг за углом городовой заметил Гараську и притиснул его к забору. Вырвавшись и добравшись до уличного фонаря, Гараська начал с ним обниматься. Этот человек (пьяница и скандалист) постоянно доставлял неудобство в работе городового своими язвительными ругательствами. Этого человека били, ругали, но ему всё было ни по чём. Он нигде не работал, но никогда не был трезвым. Жить приходилось под кустиками, только зимой он куда-то исчезал.
Баргамот встряхнул пьяницу за шиворот и потащил по направлению к участку. Гараська интересовался праздником: звонили ли колокола, воскрес ли Христос и многое другое. Гараська что-то вытащил из кармана, упал и заплакал. Крашеное пасхальное яичко разбилось при его падении.
Баргамоту стало жаль Гараську. К этому чувству добавилось чувство стыда. Баргомот позвал Гараську к себе за праздничный стол. Жуткий пьяница пошёл, но в голове держал план побега. Ноги Гараську не слушались, поэтому бежать не получится, да ему уже и не хотелось сбегать от городового.
Когда пришли в дом, Марья сначала изумилась, но потом увидела лицо мужа, которое яснее ясного сказало жене, что тот и сам не понимает, что творит. Так Гараська оказался за убранным столом. Он стеснялся себя, ел щи, проливая на скатерть. Совсем пропащий пьяница только сейчас заметил свои грязные руки, от чего совсем сконфузился.
Марья назвала Гараську Герасимом Андреичем, от чего он упал на стол головой и снова завыл так, как тогда при Баргомоте. Дети тоже вдруг, как и гость, побросали ложки и присоединились «…к его тенору». Женщина начала успокаивать Гараську, а мужчина, рыдая, приговаривал: «По отчеству... Как родился, никто по отчеству... не называл...».
Главная мысль рассказа. Нельзя оставлять пересказ произведения без определения его основной мысли. Иногда ради этого и стоит изучить то или иное произведение целиком, без сокращения. Любой человек достоин уважения. Чтобы человек сам себя уважать начал, ему хоть изредка нужно напоминать, что у него есть прошлое, в котором были и мать, и отец, и его Родина. А пока Гараська в рассказе только начинает горько сожалеть, что жил неправильно, а прошлого, к сожалению, уже не вернуть, так как слишком много прошло потраченного впустую времени. Этот рассказ не случайно попал в разряд христианских, так как в нём говорится о законе всеобщей любви и братстве.