Краткое содержание книги «Хожение за три моря» Афанасия Никитина
Произведение является памятником древнерусской литературы и представляет собой путевые записки купца Никитина. Он совершил путешествие в Индию в 60 – 70 годы XV века и рассказал людям об Индии, которую до его записей считали земным раем, сказочно богатой страной. Краткое содержание книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря» освещает основные этапы пути Никитина и пригодится в работе над читательским дневником.
Главные герои
- Афанасий Никитин - тверской купец, отправившийся торговать в Индию.
- Василий Папин – посол великого князя.
Краткое содержание
Произведение начинается со вступления, в котором говорится о том, что в 1475 году издатель получил записи Афанасия Никитина, они рассказывают о его путешествии в Индию. Точная дата путешествия неизвестна, издатель узнал только, что умер Никитин, не дойдя до Смоленска. Его тетради с записями доставили в Москву дьяку великого князя купцы.Записи Никитина начинаются с обращения к Богу, в котором он просит помиловать раба своего грешного. Афанасий начал путешествие вниз по Волге в день святого Спаса златоверхого. В монастыре он получил благословение у игумена Макария и поплыл в Углич, откуда отправился в Кострому к князю Александру.
Приехав в Нижний Новгород, он прожил там несколько недель, дожидаясь Хасан-бека, который возвращался от великого князя. С ним он продолжил путь, до Казани они прошли беспрепятственно. Когда корабли плыли мимо Астрахани, астраханский царь напал на их суда и разграбил их. Часть людей они взяли в плен, а Никитин на двух судах пошёл в Дербент, где встретился с Василием Папиным. Хасан-бек просил ширваншаха, чтобы он освободил плененных людей. Тот послал к шурину своему кайтаков с просьбой отпустить людей и вернуть товар. Халил-бек всех людей освободил, после чего все они разошлись кто куда. Никитин на Русь без товара вернуться не мог и пошел из Дербента сначала в Баку, а оттуда в Чапакур, где прожил полгода.
После этого он по месяцу жил в Саре, в Амоле, Демавенде, Рее, Ашане, Иезде, в конце концов, дошел до Индийского моря. За четыре недели до Пасхи он пришел в Ормуз, где прожил месяц, а в день радуницы на парусном судне вышел в море.
Через пару месяцев он прибыл в Индию, где очень жарко, и все люди ходят нагие. Женщины здесь рожают каждый год, поэтому людей очень много. Никитин остановился в Джуннаре, где правил Асад-хан, который служил мелик-ат-туджару. У него много слонов, коней, тысячи воинов, и воюет он с кафарами двадцать лет.
Зима здесь началась с троицы, несколько месяцев всюду было мокро и грязно. Люди пашут, сеют пшеницу, рис, горох, а вино делают из орехов. Кони здесь не водятся, ездят и возят груз на буйволах и быках.
На Успение Пресвятой Богородицы Никитин отправился к Бидару, главному индийскому городу. Через много городов он прошел, побывал на ярмарке в Аланде. Весна в Индии начинается с Покрова Святой Богородицы. Спустя две недели после Покрова люди начинают отмечать приход весны, праздник длится восемь дней.
Бидар – главный город, здесь живет молодой султан, а бояре правят, хорасанцы княжат и воюют. Здесь проживает много людей, сельские жители очень бедные, а бояре властные и богатые.
Дворец султана очень красив, но иностранцев туда не пускают. Город охраняет тысяча стражей на конях и в доспехах. В Бидаре Никитин прожил до Великого поста, познакомился с разными людьми, расспрашивал об их вере, рассказывал о своей. В Индии восемьдесят четыре веры, все они не едят говядину, людям разных вер запрещено вступать в брак и даже принимать пищу. Через четыре месяца купец договорился с индусами идти в Парват, где находится главный индийский храм. Туда на праздник бога съезжаются все люди страны, бреются и идут в храм.
В храме стоит статуя бога из чёрного камня, На нем нет одежды, только набедренная повязка, а лик обезьяний, другие боги изображены нагими. Перед Богом стоит огромный бык позолоченный, верующие посыпают его цветами и целуют копыта. Индусы не едят ни мяса, ни рыбы, вина не пьют, питаются раз в день. Они едят рис, травы, ножом и вилкой не пользуются. Во время еды накрываются платком, чтоб никто не видел. Молятся они на восток так же, как русские, но добронравия у них нет, и стыда они не знают. Быка они называют отцом, а корову – матерью.
Из Парвата Никитин вернулся в Бидар. В начале пути грабители отобрали у него все церковные книги, теперь он не знает, когда отмечать христианские праздники, поститься. Он переживал о том, что пропала вера его.
Никитин прошел через много больших городов, побывал в Ормузе, где люди со всего света бывают и всякие товары есть. Был он в Комбее, где делают на продажу разные ткани. В Дабхоле продают коней из Египта, Аравии, Туркестана. Кожикод – главная пристань, кто ее пропустит, дальше благополучно не пройдет. Здесь задешево продают много пряностей. Цейлон знаменит тем, что там на высокой горе лежит праотец Адам. В Пеге живут индийские дервиши, которые продают драгоценные камни. Китайская пристань знаменита фарфором и дешевизной. В Шабате дешево можно купить шелк, жемчуг, сахар и сандал. В Гуджарате продают лакокрасочные изделия, в Камбее - сердолик, в Райчуре – алмазы.
В Индостане Никитин отметил Пасху и начал поститься. Он считает, что кто по разным землям ходит, тот попадает в беды и теряет христианскую веру. Четыре года странствует Никитин и не знает, когда Пасха, когда пост, когда Рождество. Однажды он задумался о том, что сбился с пути истинного. Он стал молиться Богу, чтобы тот наставил его и помог вернуться на родину. Побывал Никитин в грузинской, турецкой, молдавской землях, все они обильны, но нет страны подобной Руси, хотя и нет там справедливости.
Через пять лет решил Никитин возвратиться на родину. Пришёл он в Дабхол, договорился с капитаном корабля и отплыл за три месяца до Пасхи. Через месяц они подошли к эфиопским горам, оттуда пошли до Маската, где встретил Афанасий шестую Пасху. На Покров пошел он в Трабзон, откуда на корабле отправился в Кафу. Дошел он до Черного моря, переплыл через него и попал в Балаклаву, оттуда в Гурзуф и, наконец, добрался до Кафы. Прошел Афанасий Никитин три моря и вернулся домой, за что благодарит Бога.