1. Фригато
  2. /
  3. Краткие содержания
  4. /
  5. Гуттаперчевый мальчик

Краткое содержание повести «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича

Настройки

Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона

Произведение о тяжелой жизни бедных людей в царской России, особенно детей. Главный герой не виноват в своей доле, но ему пришлось вкусить нищету и несправедливость. Об этом узнаете из краткого содержания повести Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» по главам.

Действующие лица

  • Петя – «гуттаперчевый мальчик» - восьмилетний гимнаст, сирота.
  • Эдвардс – клоун, добрый, склонный к пьянству, жалеет Петю.
  • Беккер – немец, акробат, наставник Пети.
  • Анна – мать Пети, кухарка и прачка, нищая вдова.
  • Варвара – прачка, взявшая Петю после смерти матери.
  • Вера, Зина, Павел – дети графа.
  • Граф Листомиров – сухощавый, педант, строгий.
  • Тетя Соня – няня, добрая, мягкая женщина.


I

На Масленицу предполагалось выступление цирка. Но поднялась сильная метель, режиссер опасался, что народу придет мало. Он ходил по коридору, нервничал. Зашел к фрау Браун и сделал замечание, что ее дочь делала ошибки во время выступления и даже упала.

Клоун Эдвардс – пожилой человек, больной, ходил печально. Было видно, что он опять пристрастился к спиртному. В комнате акробата Беккера – огромного немца – сидел мальчик лет восьми. Его звали «гуттаперчевым» за редкую гибкость тела.

Он был тихим, забитым, несчастным, боялся Беккера, который распоряжался им, как хотел. Выгонял из комнаты с помощью кнута, словно зверя. Эдвардс жалел мальчика и робко предложил Беккеру повести его прогуляться. Но тот ответил, что он не заслужил. Мальчик был готов заплакать.

II

Настоящее имя мальчика - Петя. За свою короткую жизнь он успел хлебнуть горя. Его мать была чухонкой, умерла, когда мальчику было пять лет. Он помнил ее резкие смены настроения, то ласкала его, совала в рот еду, то вдруг била, кричала.

Она работала кухаркой, ее не любили из-за частых романов и неряшливость. Она вышла замуж за отставного солдата, родила сына. Но муж кричал на нее, бил. Однажды его забрали на войну, где он погиб. Тогда Анна вышла замуж второй раз за некрасивого маленького человека, портного. Он сильно пил, водил друзей. Потом вдруг пропал. Анна снова овдовела, устроилась прачкой.

Петя ходил вместе с ней на работу, держась за подол. Денег не хватало, одежда износилась. От голода Анна падала в обморок. Ее отвезли в больницу, где она умерла. Петю забрала к себе бабушка. Иногда приходила Варвара, забирала мальчика.

У Пети была одежда не по размеру, сапоги велики, шапка падала на глаза.



III

В доме, где жила Варвара, жили несколько артистов цирка. Она стирала им белье. Акробат Беккер обратил внимание на мальчика. Однажды он подозвал его к себе в комнату, раздел, начал гнуть его в разные стороны.

Варвара испугалась и отобрала Петю. Но спустя некоторое время привела обратно. Петя стал жить у акробата, учиться гимнастике. Беккер заставлял его делать разные трюки. Иногда мальчик так кричал во время занятий от боли и страха, что соседи прибегали и отнимали Петю из рук немца.

Скоро цирк отправился в Ригу. Клоун Эдвардс часто заходил к акробату, приносил закуску и грозился отобрать Петю. Мальчик был грязный, плохо одет, все говорили об этом немцу, но тот не обращал внимания.

Однажды клоун подарил Пете щенка. Акробат вернулся злой, что публика не вызывала его. Отобрал щенка и бросил его головой о стену. Щенок умер, мальчик заплакал. Беккер ударил его.

IV

Детям графа Листомирова пообещали поездку в цирк. Их было трое: старшей Вере было восемь лет, средней Зине – шесть и младшему сыну Павлу пять. Он имел разные прозвища.

Однажды в дом графа пришел Тютчев. Вера удивлялась, смотря на седого старика, и сказала: «я думала, что стихи только ангелы пишут».

Когда тетя объявила, что подарит детям игрушки, все обрадовались. Старшая попросила рабочий ящик, Зина – говорящую куклу, а Паша собачку, только без блох. Все засмеялись.

V

Наступила, наконец, долгожданная пятница. Графиня говорила тете, что зря наверно отправляют детей в цирк. Ведь они такие впечатлительные, нервные. Граф молчал, он не любил тратить зря слов. Был педантичен, очень аккуратен, сухощав. Некоторые обвиняли его в деспотизме, но он просто любил порядок и всех приучал к этому.

В игральной комнате на столике лежала афишка. Вера стала читать ее вслух. Объявлялись выступления девицы на лошади, гуттаперчевого мальчика на шесте. Она удивлялась, как мальчик может так высоко забираться под купол. Наконец дети и тетя Соня собрались, поехали в цирк.


VI

Началось представление, цирк был заполнен. Верочка выглядела самой оживленной. Сначала вышли клоуны. Эдвардс пронес на носу перо и быстро ушел за кулисы. Его долго вызывала публика снова, но он не выходил.

Потом выступала девочка на коне. Затем на арену вышли жонглеры. Вера с нетерпением спрашивала у тети, когда же выйдет «гуттаперчевый мальчик».

И вот во втором отделении он вышел. Беккер подсадил его, и мальчик ловко поднялся под купол цирка. Он смело ходил по канату на большой высоте, держа в руках противовес. При этом останавливался и посылал публике поцелуй.

Но когда Петя начал выполнять сложные трюки на высоте, вдруг раздался звук упавшего на арену тела. Публика замерла, раздался женский визг. Вокруг мальчика столпилась публика, перебравшись на арену через барьер. Беккер поднял Петю и унес за кулисы.

На арену вышли другие артисты. Но Вера громко кричала, обвивая шею тети. Павел вторил ей. Тетя Соня вывела детей, повезла домой.

Вера всю дорогу вскрикивала и плакала. Дома ее уложили в кровать. Отец нервно ходил из угла в угол и недовольно высказывался, что случилось все, как он предполагал.

VII

За кулисами на большом тюфяке на полу лежал мальчик со сломанными ребрами. Он весь забинтован с головы до ног. Эдвардс время от времени подходит к нему. Его все больше тянет к графину с водкой, несмотря на данное режиссеру обещание не пить.

Больше на афишах не было видно имени «гуттаперчевого мальчика», ведь его уже не было на свете.


Основная мысль. Автор рисует контраст между жизнью богатых детей и бедных сирот. Первые избалованы, капризны, вторые стремятся выжить. Если бы богатые были милосерднее и внимательнее к бедным, им бы не пришлось зарабатывать на жизнь опасным ремеслом.


    В среднем, пользователи прочитывают текст за 4 мин.


    Добавить в избранное


    Похожие материалы:
    Присоединяйтесь к обсуждению
    0 комментариев
    Новое
    ×