Краткое содержание пьесы «Кабала святош» Булгакова
Данное произведение было написано в 1929 году. Основной сюжетной линией является борьба драматурга за свое детище. Ради постановки «Тартюфа» и возможности увидеть его на сцене, Мольер был готов пойти на все. Поступиться собственными принципами, достоинством. Пресмыкаться и унижаться перед королем, обманывать и лукавить. Краткое содержание пьесы Булгакова «Кабала святош» по действиям это драматическая история взлета и падения Мольера, одинокого и отчаянно протестующего человека, чья жизнь оборвалась на сцене во время исполнения одной из ролей. Причиной смерти стала немилость короля и черная Кабала.
Главные герои
- Жан-Батист Поклен (Мольер) – талантливый драматург, писатель, актер. Находился под покровительством короля.
- Людовик XIV – король Франции, прозванный в народе «король-солнце».
- Маркиз де Шаррон – архиепископ города Парижа.
- Мадлена Бежар – бывшая любовница Мольера. Мать Арманды. Актриса.
- Арманда Бежар – актриса театра. Дочь Мадлены. Супруга Мольера.
- Лагранж – актер из труппы.
- Муаррон – усыновлен Мольером и Армандой. Был найден младенцем в клавесине. Актер, пользующийся репутацией героя-любовника.
- Жан-Жак Бутон – слуга Мольера. Тушильщик свечей.
- Одноглазый – маркиз. Дуэлянт.
- Отец Варфоломей – бродячий проповедник.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
В театре Пале-Рояль не осталось ни одного свободного места. Зал был полон зрителей. Билеты на спектакль раскупили задолго до его начала. Артисты пребывают в волнении. На премьере должен присутствовать сам король Франции Людовик. Опасения оказались напрасны. Все прошло идеально. Король аплодировал громче всех. Мольер на ходу сымпровизировал, придумав хвалебную речь, посвященную Его Величеству в стихотворной форме и обратился к Людовику с просьбой остаться еще на одну смешную интермедию. Король с удовольствием принимает его предложение.Бутон опустил занавес, отделив сцену от зрителей. Между ним и Мольером завязалась потасовка. Мольер предъявил обвинения своему слуге, что он плохо закрепил свечу и она не удержавшись, повалилась в люстре, закапав паркет. Бутон уверяет, что он сам зацепил свечку. Другие артисты подтверждают это, вгоняя Мольера в смущение. Понимая, что погорячился, в знак примирения он дарит слуге свой кафтан. Инцидент исчерпан.
Между Лагранжем по прозвищу Регистр и Армандой Бежар, сестрой Мадлены, происходит серьезный разговор. Мужчина пытается убедить девушку отказаться от замужества с Мольером. Он готов любым способом препятствовать этому браку и даже пойти на убийство. Арманда поняла что он не шутит. Она догадывалась почему он так себя ведет. У Мольера был роман с ее старшей сестрой и Лагранж думал, что она просто очередная игрушка в его руках. Остановить его порыв удалось новостью о том, что он опоздал. У них с Мольером будет ребенок.
В гримерке появляется Одноглазый, получивший прозвище Помолись за то, что любое предложение заканчивал этим словом. Он передает Мольеру деньги. Часть из них за место короля в театре. Другая часть за хвалебную оду королю. Из пяти тысяч ливров он оставил себе пятьсот. Остальные поровну поделил между остальными актерами.
Мадлена, узнав от Мольера, что он собирается жениться на ее сестре, приходит в отчаяние. Она умоляет не делать этого, напоминая, что именно она была ему верна целых двадцать лет. Любила и заботилась о нем, носила еду в тюрьму. Разве она заслужила такое обращение. Видя, что любовник свое решение менять не собирается, она признает свое поражение и объявляет об уходе из театра. На прощание она открывает страшную тайну Лагранжу. Арманда ей не сестра. Она ее дочь.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Людовик любил перекинуться в картишки. На этот раз компанию за карточным столом ему составил маркиз де Лессак, известный в определенных кругах игрок. Толпа придворных затаив дыхание с неподдельным интересом следит за партией. По лицу маркиза было заметно, как он нервничает. Пот градом стекал по его напряженному лицу. Фортуна была на его стороне. Перед ним горкой возвышалась куча золотых монет. Одноглазый заметил, что де Лессак играет нечестно, краплеными картами. Он докладывает об обмане королю. В качестве наказания Людовик отправляет маркиза на месяц в тюрьму, но весь выигрыш оставляет ему.Во время обеденной трапезы перед королем предстал архиепископ маркиз де Шаррон с просьбой принять бродячего проповедника отца Варфоломея. Вид у Варфоломея был безумен. Босой, одетый в лохмотья он явно был не в себе. Проповедник явился с требованием избавиться от антихриста Жана-Батиста Мольера, не забыв при этом сжечь его богомерзкое творение «Тартюф». Король очень не любил, когда от него что-то требовали. Он приказывает посадить наглеца за решетку на несколько месяцев. После разговора с архиепископом наедине, он меняет решение и выпускает Варфоломея из тюрьмы через три дня, предупредив, чтобы он больше никогда не произносил слово «требую».
Мольер явился ко двору Его Величества. Выглядел он неважно. Людовик пригласил его отужинать с ним, но актер отказывается, считая подобное предложение большой честью для него. В разговоре с ним король убедился, что Мольер не безбожник и одобрил ему постановку «Тартюфа».
В квартире Мольера раздаются звуки игры на клавесине. За музыкальным инструментом восседает приемный сын Мольера Муаррон. Молодой парень был красив собой и ухожен. Рядом с ним в кресле сидела Арманда. Вся женщины Парижа были готовы упасть к его ногам. Знаменитый актер прекрасно знал о своем влиянии на них. Арманда не стала исключением. Девушка была влюблена в него. Между молодыми людьми вспыхнула страсть. Девушка изменяет Мольеру с его сыном. Бутон первый узнал о предательстве Арманды, вернувшись домой немного раньше, чем обычно.
Мольер догадывался об измене любимой. В порыве гнева он выгоняет сына из дома. Арманде удалось убедить жениха, что он погорячился, сделав поспешные выводы. Ее уговоры вернуть Муаррона домой были услышаны. Мольер осознал, что погорячился, не разобравшись в ситуации до конца и соглашается вернуть сына обратно.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Муаррон оказался злопамятным и не собирался прощать отцу его выходку. Зная его тайну о том, что он женат на собственной дочери, парень отправляется к членам Кабалы священного писания, чтобы составить на него донос. Много лет назад, сидя в клавесине, он подслушал разговор Лагранжа, где он откровенничает и признался, что жена Мольера не сестра Мадлены, а ее дочь. А значит и его дочь тоже.После столь откровенного признания, Муаррона вывели из комнаты, предварительно завязав глаза и связав руки. В дверь постучали. На пороге появилась Незнакомка держа за руку Одноглазого. Глаза у него были прикрыты повязкой. Когда ему было разрешено ее снять, он первым дело огляделся по сторонам. Было видно, что он нервничает. Ему показалось, что его намеренно загнали в ловушку. Члены братства успокоили его, объяснив, что для его жизни опасности нет. В любую минуту дверь могут открыть, и он может спокойно уйти. Еще больше они удивили его, сообщив, что весь королевский двор над ним потешается. Виной всему Мольер, писавший с него образ Дон Жуана для своей пьесы. С полным тестом рукописи Одноглазый знакомиться отказался. Он был в ярости от услышанного. Завязав ему глаза, его вывели из комнаты.
В маленькой исповедальне необъятного собора горят свечи. Арманда и Лагранж привели под руки Мадлену. Архиепископ, запугивая несчастную, больную женщину, выбивает с нее признание. В молодости она жила сразу с двумя мужчинами. От такого союза у нее родилась дочь, но от кого из них она, женщина не знала. Когда девочка подросла, она взяла ее с собой в Париж, выдав за младшую сестру. Когда дочь вступила в любовные отношения с ее любовником, Мадлена не стала никому из них говорить правду, чтобы не расстраивать.
Следующей в исповедальне оказалась Арманда. Священник рассказывает девушке правду ее рождения и приказывает бежать от мужа из города. Шаррон получив заветное признание отправляется к Людовику. Он доносит королю о проступке Мольера. Людовик лишает его покровительства и запрещает играть «Тартюфа». Мадлена Бежар умирает. Ее дочь Арманда бежит из дома. Мольер, глядя на довольное лицо архиепископа, понимает, чьих рук это дело. Так он отомстил ему за «Тартюфа».
Одноглазый молча подошел к Мольеру и наступил ему на ногу, обозвав лгуном. Искренне недоумевая за что его так оскорбляют, Мольер попытался выяснить, кого и когда он обманул. Свидетелем этой сцены стал Лагранж. Он просит уйти маркиза, ссылаясь на то, что Мольер не здоров. Одноглазый объясняет, что застал Мольера со шпагой и проблем со здоровьем у него явно нет. Шаррон возмущен подобным поведением в королевской примерной. Это недопустимо. Мольер вызывает Одноглазого сразиться. Лагранжу удается остановить Мольера и заставить его опустить шпагу. Маркиз не поднял руку на безоружного, но пообещал убить его после первого спектакля.
Шаррон в бешенстве. Он требует объяснений с Одноглазого. Почему он остановился и не убил Мольера. Между ними происходит бурная ссора. Священник неожиданно для маркиза плюет ему в лицо. Одноглазый оторопел от подобной дерзости. Он делает ответный плевок. Они так увлеклись этим занятием, что не заметили, как в дверь вошел король. Людовик понаблюдав за ними некоторое время, уходит.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
В квартире Мольера беспорядок. Рукописи разбросаны по разным углам. Сам хозяин квартиры сидит в кресле. Напротив него в другом кресле сидит Бутон. Лагранж слоняется из угла в угол, словно загнанный дикий зверь, бурча себе под нос непонятный набор слов. Мужчина то ли ныл, то ли что-то напевал себе под нос. Приход Муаррона был неожиданным для всех. Он выглядел потрепанным. Был небрит и полупьян. В таком виде он был неузнаваем.Лагранж хватает со стола пистолет. Выстрел не достиг своей цели. Мольер вовремя среагировал. Он ударил по руке Лагранжа, выбив оружие. Тогда Лагранж решил придушить Муаррона. Мольер с Бутоном с трудом его оттащили от него. Муаррон просит прощения у Мольера за предательство и обещает, что ночью повесится прямо под его окнами.
Мольер не мог долго таить обиду на сына. Он прощает его, сообщая, что жить ему осталось недолго. На него объявил охоту Одноглазый, а король лишил его покровительства. Муаррон обещает защитить отца, обеспечив круглосуточную охрану. Мольер в разговоре называет Людовика тираном. Золотым идолом, с изумрудными глазами. Всю жизнь он лизал ему шпоры, а он взял и раздавил его идол. Бутона обуял страх. За такие речи смертной казни не избежать.
Рассудок Мольера помутился. Он вдруг вспомнил Мадлену Бежар, попросив пригласить ее к нему, забыв, что ее уже нет в живых. Он хотел спросить почему она не сказала правду, столько лет скрывая ее от него. Потом вдруг вспомнил порванный им десять лет назад кафтан. Следующей просьбой он удивил Бутона еще больше. Он просит собрать все вещи, чтобы после спектакля они сразу поехали в Англию. После этого он лег на кровать и укрылся одеялом с головой.
Зал в Пале-Рояль был полностью забит безбилетными мушкетерами и странными личностями. Лагранж сообщает, что убит привратник и он больше не в силах сдерживать их. Лучше всего прервать спектакль. Бутон опасаясь за жизнь Мольера, просит его не доигрывать роль, а бежать пока не поздно. Среди собравшейся публики присутствует Одноглазый, а он не из тех, кто бросает слова на ветер. Мольер в страхе прячется в плаще Муаррона. Придя в себя, он решает доиграть роль до конца. Актеры договорились, что после последней фразы, спустят его в люк и спрячут в уборной до утра, чтобы на рассвете покинуть пределы Парижа.
В ложе был замечен Одноглазый. Он сидел на борту, заняв выжидательную позицию. Спектакль продолжался своим ходом. Внезапно Мольер упал. Во время падения он звал Мадлену посоветоваться. В уборной Мольера появляется страшная на вид монашка. Она собирает вещи актера и исчезает в неизвестном направлении.
Лагранж сообщает зрителям, что спектакль не может быть окончен. Публика в бешенстве. Они требуют вернуть потраченные на билеты деньги. Одноглазый целенаправленно двинулся в направлении сцены, навстречу Муаррону. Его шпага была обнажена, но увидев упавшего Мольера, он разворачивается и уходит со сцены.
Лагранж просит опустить занавес. Вся труппа бросилась к Мольеру, но спасать уже было некого. Гул в зале стих. Свечи погашены. Спектакль окончен. Зрителям ничего не оставалось, как разойтись. Запись в книге, датированная 17 февраля, гласила, что Мольер скончался во время исполнения роли мнимого больного.