Краткое содержание повести «Завтра была война» Бориса Васильева
Известное произведение Васильева написано в 1972 году. Но опубликовать его удалось лишь в 80-х годах прошлого века. К тому времени влияние цензуры начало ослабевать. Прочитав краткое содержание повести «Завтра была война» по главам можно понять, что в основе сюжета находятся воспоминания автора о событиях давно минувшей юности.
Главные герои
- Искра Полякова. Староста класса обладала такими чертами характера, как решительность, активность, порядочность;
- Вика Люберецкая. Красивая и умная девушка рано стала взрослой. Главной жизненной целью дочери инженера была вовсе строительство социализма, а простое женское счастье;
- Валендра (Валентина Андроновна). Классная руководительница девятого класса показана в книге как чересчур педантичная, жёсткая женщина. Валентина Андроновна пыталась воспитать школьников в соответствии с идеями «военного коммунизма»;
- Николай Григорьевич Ромахин. Герой Гражданской войны впоследствии был назначен на пост директора школы. Николаю Григорьевичу свойственны отзывчивость и чуткость. Директор школы старался привить подросткам самые лучшие нравственные качества: порядочность, честность, стремление к справедливости;
- Леонид Сергеевич Люберецкий. Отец школьницы Вики был уважаемым в обществе человеком. Но, к сожалению, ему пришлось пережить арест по несправедливому обвинению в шпионаже.
- Товарищ Полякова. Мать старосты 9 «Б» класса в прошлом служила комиссаром. Верная своим принципам женщина фанатично следовала идеям революции;
- Зина Коваленко. Лучшая подруга Поляковой – кокетливая, немного легкомысленная девушка, уверенная в своей внешней привлекательности;
- Сашка Стамескин. Бывший двоечник, отличающийся плохим поведением, был перевоспитан упорной и целеустремлённой Искрой;
- Валька Александров. За свою страсть к изобретениям, живой, пытливый ум паренька в классе прозвали Эдисоном;
- Пашка Остапчук. Подросток был серьёзно увлечён спортом;
- Артём Шефер. Решительный парень имел устоявшиеся жизненные ценности, волевой характер. Артём был влюблён в свою одноклассницу Зину;
- Жорка Ландыс. Подросток всерьёз интересовался филателией. Жорка испытывал явную симпатию к Вике, но не решался признаться ей в своих чувствах;
- Роза. Старшая сестра Артёма решила выйти замуж без родительского одобрения.
Пролог
На память о далёких школьных годах у автора сохранилась лишь одна фотография. На ней был изображён весь 9 «Б» класс в полном составе. К сожалению, немногим из 45 учеников удалось дожить до зрелых лет. На момент начала повествования школьники были совсем юными.Глава 1
Искра, староста класса, заглянула в гости к Зиночке, которая увлечённо рассматривала себя в большом зеркале. Полякова сообщила подруге довольно неприятную новость. Сашке Стамескину вскоре придётся уйти из школы. «Теперь за ученье нужно платить». А Сашку воспитывала одна мать, поэтому уровень достатка в семье был катастрофически низким.Искра сильно переживала из-за происходящего. Она очень хотела помочь Сашке Стамескину, над которым ранее взяла шефство. Зиночка предложила подруге отправить паренька работать на авиационный завод. В таком случае Стамескин мог бы посещать занятия в вечерней школе.
Искра и Зиночка решили попросить помощи у их одноклассницы Вики. Благодаря вмешательству дочери главного инженера завода Сашку взяли на работу на это предприятие.
Глава 2
Тихий, застенчивый Артём Шефер уже много лет влюблён в Зину Коваленко. Подросток все летние каникулы провёл на заработках. Артём жил с родителями, сестрой и двумя старшими братьями. Незадолго до описанных в повести событий девушка ушла из дома, чтобы связать свою судьбу с любимым человеком. Отец жёстко отреагировал на поведение Розы. Он запретил членам своей семьи видеться с «блудной» дочерью. Неудивительно, что на свадьбе Розы был лишь её брат Артём.Шефер решил с размахом отпраздновать свой день рождения на заработанные деньги. Парень пригласил к себе домой несколько ребят из своего класса. Праздник получился славным. Подростки дружно веселились, активно пели песни. А под конец вечера девятиклассники перешли к чтению стихов.
Виктория достала из своей сумочки книги с произведениями С. Есенина. Староста класса не раз слышала от матери, что этот автор – «упаднический поэт». Не привыкшая лицемерить Искра тут же заявила об этом одноклассникам. У «совести» класса не хватило решимости открыто признаться в том, проникновенные строки из произведений Сергея Есенина ей очень понравились.
Глава 3
Прежде обязанности директора школа исполняла очень властная женщина – Валентина Андроновна. Она строго придерживалась жёсткой партийной линии. В начале нового учебного года произошли разительные изменения. Валентину Андроновну сменил бывший командир эскадрона Николай Григорьевич Ромахин. Мужчина отличался общительностью, порядочностью.Николай Григорьевич относился к ученикам гораздо лояльнее, чем его предшественница Валентина Андроновна. С его появлением в школе словно бы стало «легче дышать». Мужчина быстро изменил многие из ранее действующих правил. После его распоряжения появились зеркала «во всех девчоночьих уборных», устраивались общешкольные уроки пения.
Суровую Валентину Андроновну назначили классной руководительницей 9 «Б» класса. Школьники сразу же невзлюбили женщину за её непомерную строгость и педантичность.
Зина случайно рассказала классной руководительнице о чтении произведений крамольного Есенина. Староста класса поспешила в дом к Люберецким, чтобы рассказать Вике и её отцу о возможных неприятностях.
Леонид Сергеевич радушно встретил одноклассниц дочери. Он заявил, что не видит ничего предосудительного в творчестве Есенина. Отец Вики завёл с ровесницами дочери взрослый, серьёзный разговор о поэзии, глубине человеческих чувств.
Общение с Леонидом Сергеевичем Любецким оказало на Искру сильное воздействие. Девушка впервые всерьёз задумалась о том, есть ли бесспорные истины.
Глава четвертая
Зиночка в последнее время постоянно пребывала в «сладком состоянии лёгкой влюблённости». Он решила выбрать себе нового поклонника из трёх достойных, по мнению девятиклассницы, кандидатов. Зина сочинила несколько сентиментальных писем одинакового содержания. Но отправить эти послания у девушки не хватает духу.Одно из писем оказалось в руках Валентины Андроновны. Решительная женщина передала его Ромахину. Но Николай Григорьевич совершил очень странный, по мнению Валендры, поступок. Ромахин просто рассмеялся и сжёг любовный бред Зиночки прямо в собственном кабинете. Валендра была жутко возмущена системой воспитания нового директора.
Дружба между Сашкой и Искрой, в свою очередь, начала перерастать во что-то большее. Девушка стала понимать, что настало время детально разобраться в собственных чувствах.
Глава пятая
Зина отправилась на свидание с Юрой из 10 «А». Она была очень довольно собой, ведь на девушку обратил внимание самый красивый юноша в школе.В завершение свидания юная парочка решила немного посидеть на неприметной лавочке, которая находилась в кустах возле дома инженера Люберецкого. Вдруг школьники заметили, «что к подъезду бесшумно подкатила большая чёрная машина». Спустя непродолжительное время подростки увидели отца Вики, которого сопровождали трое незнакомых мужчин.
Зиночка сразу же поспешила к Искре. Она рассказала подруге о том, что отца Вики взяли под арест. Эту роковую новость услышала и мать Искры, которая решила написать в ЦК письмо с защитой Леонида Сергеевича.
Глава шестая
Слухи об аресте Люберецкого начали распространяться довольно быстро. Зиночка поняла, что это сделал Юра из 10 «А», с которым она ходила на свидание. Артём вызвал подлеца в котельную школы и преподал ему хороший урок (при двух «секундантах»).Сашка заявил Искре, что главный инженер завода якобы продал чертежи российского самолёта немцам за огромные деньги. Эти слова ошеломили девушку.
Спустя несколько дней Искру и Артёма вызвали в директорский кабинет. Валентина Андроновна обвинила подростка в «политической» драке с Юрой и сказала, что намерена добиваться его исключения из школы. От Искры Валендра потребовала организовать экстренное собрание, целью которого должно было стать исключение Вики из рядов комсомольцев.
Глава седьмая
Вика предложила одноклассникам отдохнуть на её даче в Сосновке. Но дом оказался опечатан. Поэтому школьники решили остановиться возле речки.Вика догадывалась, что Жорка давно питает к ней нежные чувства. Поэтому она разрешила пареньку поцеловать себя.
Друзья отлично провели время. Они мило дурачились, прыгали через костёр, пекли вкусную картошку.
На следующий день было запланировано внеплановое комсомольское собрание. На нём Вике нужно было публично отречься от собственного отца. Но девушка не пришла в школу. Вскоре стало известно о том, что Люберецкой нет в живых.
Глава восьмая
Расследование причин ухода из жизни школьницы было недолгим. Вика выпила большую дозу снотворного и оставила предсмертную записку, в которой просила никого не винить в её смерти.Искра какое-то время находилась словно в тумане. Она не замечала «ни времени, ни окружающих». Мать девушки осуждала покончившую жизнь самоубийством Вику. Она запретила дочери «устраивать панихиду» при прощании с подругой.
Все хлопоты, касающиеся похорон, взяли на себя родители Зиночки и Артёма. Николай Григорьевич отменил занятия в школе в этот трагический день. Проводить Вику в последний путь могли все желающие.
Во время прощания с девятиклассницей директор попытался внушить ученикам, что убивает не только пуля, но и «скверное дело и дурное слово, казёнщина и равнодушие». Ромахин призвал подростков запомнить его слова на всю жизнь.
На кладбище Искра нарушила запрет матери. Она прочитала стихотворение Есенина у могилы Вики. А Жорка решил посадить здесь куст шиповника (под которым он совсем недавно целовал девушку).
Дома мать Поляковой хотела сурово наказать дочь своим тяжёлым ремнём. Причиной гнева бывшего комиссара стал поступок Искры на похоронах. Девушка тихо, но очень уверенно заявила женщине о том, что оставит родной дом навсегда, если мать хоть раз ударит её. Товарищу Поляковой пришлось отступить. Несмотря на внешнюю строгость, она сильно любила свою дочь.
Глава девятая
Искра получает посылку, которую ранее приготовила для подруги Вика. В ней оказались сборники произведений Грина и Есенина. В посылке лежало и письмо от погибшей подруги. В нём Вика писала, что «нельзя предавать отцов».Директор школы был снят с должности, но впоследствии восстановлен (этого сумел добиться отец Зины Коваленко). Решение об исключении Николая Григорьевича из партии также было отменено. Но всё случившееся оказалось слишком серьёзным испытанием для Ромахина. Он перестал улыбаться, свёл общение с учениками к минимуму, отныне не устраивал массовых уроков пения.
Постепенно жизнь школьников вернулась в своё привычное русло. Спустя некоторое время город потрясла ошеломительная новость. Домой вернулся Люберецкий. Главного инженера завода оправдали.
Школьники решили пойти к потерявшему смысл жизни мужчине всем классом. Они рассказали отцу, пережившему тяжёлую утрату, о последних днях жизни его дочери. Во время разговора с Леонидом Сергеевичем несчастный, убитый горем мужчина несколько раз произнёс фразу: «Какой тяжёлый год…».
Эпилог
По прошествии 40 лет автор приехал в свой родной город повидаться с одноклассниками: на встречу выпускников. Он оказался во власти воспоминаний о былом. И эти размышления были в основном печальными. Артём Шефер погиб при взрыве моста. Жора Ландыс, который во время войны был лётчиком-истребителем, не вернулся с фронта. Искру и её мать повесили немцы (увидев в них самых смелых активисток подполья).Несмотря на то, что Вальке Александрову в юности прочили славу незаурядного изобретателя, он трудился обыкновенным часовщиком. У Павла Остапчука безжалостная война отняла очень многое: возможность заниматься спортом, ногу, надежду на счастливую жизнь с любимой со школьной скамьи Леной. Юноша не отважился «вернуться к ней инвалидом».
А вот к Сашке Стамескину судьба оказалась не слишком жестокой. Он сумел занять пост директора крупного авиазавода, выбился в люди, обрел солидность.
Заключение. В произведении описан сложный период становления личности, подростков, трудный этап взросления. В повести соседствуют дружба, любовь, разочарование и предательство.