Краткое содержание повести «Слепой музыкант» Короленко
Данное произведение впервые было опубликовано в 1886 году и стало самым значительным в творчестве автора. Краткое содержание повести Короленко «Слепой музыкант» по главам - это история о слепом от рождения мальчике. Благодаря заботе родных и близких людей, он не отчаялся, не воспринял слепоту как удар судьбы. Он смог выбрать правильный путь, став великим музыкантом.
Главные герои
- Петр (Петруся, Петрик) Попельский – слепой музыкант.
- Яценко Максим (дядя Петра) – бывший военный. Внес неоценимый вклад в формирование и становление личности племянника.
- Эвелина Яскульская – подруга детства, ставшая женой.
- Анна Михайловна Попельская – мать Петра.
- Иохим – конюх. Пробудил в душе Петра любовь к музыке.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
В семье помещиков Попельских радость, рождение наследника. Мать заметно нервничала. Ей казалось, что с младенцем не все в порядке. Он постоянно кричал. Материнское сердце не обмануло. Доктор подтвердил опасения женщины. Мальчик родился слепым и притом безнадежно.Отец новорожденного богатый помещик. Человек добрый и неразговорчивый, вечно пропадающий на работе. Помимо него в доме жил брат матери, Максим Яценко. Взрывной по характеру и бойкий нравом. На войне лишился ноги. Руку удалось сохранить, но она годилась лишь для того, чтобы опираться на палку. С рождением племянника его жизнь обрела смысл.
Максим решил заняться его воспитанием. Его принципы и взгляды на этот процесс принесли первые плоды. Полная свобода действий, без излишней опеки и заботливости, заставила ребенка заняться самостоятельным познаванием окружающего мира. Вскоре он мог без чьей-либо помощи передвигаться по дому, узнавать людей по голосу, походке.
С приходом весны поведение Петрика изменилось. Он выглядел встревоженным и обеспокоенным. Трехгодовалый ребенок был взволнован звуками просыпающейся природы. Мать и дядя решили вывезти его в поле, на берег реки. От обилия новых звуков малыш упал в обморок. Несколько дней он бредил. Когда ему стало лучше, мать с братом решили, что с этого момента будут знакомить Петрика со звуками постепенно, объясняя значение каждого.
ГЛАВА ВТОРАЯ
К пяти годам Петрик научился настолько хорошо ориентироваться в доме, что посторонние люди, не знающие о его проблеме, никогда бы не подумали, что с ребенком что-то не так. По двору мальчик передвигался, постукивая перед собой палкой. Если палки не было, то просто ползал, исследуя руками попадающиеся предметы на ощупь.Перед сном Петрик привык засыпать под тихие, переливистые звуки свирели, раздающиеся из конюшни. Это играл Иохим. Делал он это мастерски. Дудку он сделал сам, вложив в нее всю душу.
Однажды, зайдя пожелать сыну спокойной ночи, мать не обнаружила его в кроватке. Анна Михайловна сразу догадалась, куда мог пойти ребенок и не ошиблась. Зайдя на конюшню, она увидела, играющего на дудке Иохима и рядом с ним сидящего на койке своего мальчика, жадно прислушивающегося к мелодии.
С этого дня походы на конюшню стали постоянными. С помощью конюха мальчик начал осваивать музыкальный инструмент. Мать приревновала сына к музыкальным сеансам. Она считала, что Петрусь слишком много времени проводит с Иохимом и уже не так нуждается в ее внимании. Пани Попельская просит мужа выписать из города пианино. Она рассчитывала, что венский инструмент одержит победу над дудкой, но ошиблась. Петрусь был равнодушен, но мать не сдавалась. Ей удалось привлечь внимание ребенка к пианино сменив репертуар.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
На шестом году жизни Петрусь научился ездить верхом. Дядя подарил ему небольшую и смирную лошадку. Благодаря тренировкам, Петр не уступал в физическом развитии сверстникам. Парнем он рос красивым внешне. Черноволосый, с правильными чертами лица. Высокий и стройный. Он в совершенстве освоил игру на дудке и фортепиано. Увлечение музыкой заполнило все его существование. На девятом году жизни племянника, Максим дополнительно занялся его образованием, используя специальные методики для работы со слепыми.Новыми соседями Попельских стала семья Яскульских с дочерью Эвелиной, ровесницей Петра. На одной из прогулок дети знакомятся. В первый раз Петрусь прогнал девочку. Не любил, когда нарушают его покой. Следующая встреча произошла через несколько дней. Петру пришлось признаться, что он слепой. Эвелина прониклась историей нового знакомого и стала навещать его регулярно. Максим стал давать уроки и ей. Их дружба крепла день ото дня, став для Петруся настоящим подарком судьбы, ниспосланным свыше.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Мать мальчика была рада дружбе детей. Рад был и Максим. Ему казалось, что теперь у его подопечного есть все, но ошибся. Мировоззрение Петра по мере взросления стало меняться. Максим понял, что не до конца знает своего ученика. Душевный рост мальчика вышел из-под его контроля. Петр все чаще грустил. Он перестал смеяться и плакал почти каждый день. Ему все больше хотелось уединения. Казалось, он свыкся со своей долей, но это было лишь временное затишье.
ГЛАВА ПЯТАЯ
Петр вырос, став юношей. Семья, как могла, оберегала его от суровых реалий жизни. В усадьбе все было по-прежнему, скучно и однообразно. Максим решил поднять всем настроение, пригласив в гости старого товарища Ставрученко с сыновьями. В компании с ними был еще один юноша, кадет. Сын одного из помещиков. Молодежь быстро нашла общие темы для разговора.Петр не принимал участие в болтовне. Во время одной из оживленных бесед, он просто встал и ушел, не сказав куда. Эвелина вышла за ним. Между молодыми людьми состоялся серьезный разговор.
Они признаются друг другу в любви. Серьезность намерений подтверждало обоюдное желание пожениться. Домой влюбленная пара вернулась в приподнятом настроении. Петр прямиком направился к фортепиано. В игру на инструменте он вложил все чувства, охватившие его в этот момент. Это было шедеврально. Гости еще долго находились под впечатлением от услышанного. В душе Петра впервые в жизни зародилось гордое сознание своей силы. Оказывается, он тоже может сделать что-нибудь в жизни.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
Попельские решили нанести ответный визит Ставрученко. Петр теперь не сидел в стороне, вмешиваясь в общие разговоры. Исчезла скованность и напряжение. Все чувствовали себя непринужденно и свободно.Всем составом после домашних посиделок отправились в монастырь, где происходит знакомство Петра с молодым послушником Егорием, как две капли воды похожего на него самого. Парень тоже слеп от рождения. Звонарь был озлоблен на весь белый свет. Деревенские ребятишки, пытавшиеся проникнуть на колокольню, получили от него по первое число.
Спустившись с колокольни, Петр задержался, оставшись для разговора с Егорием наедине. Егорий рассказал ему про Романа, другого звонаря. Роман родился нормальным ребенком, но в семилетнем возрасте потерял зрение. Парень хоть что-то успел повидать за эти семь лет. Он помнил, как выглядела его мать. Егорий завидовал ему и оттого злился еще больше.
Поездка в монастырь оставила свой след в душе Петра. Он вдруг резко осознал свое положение. Стал мрачным и озлобленным, как Егорий. Часто срывался на близких, словно они в чем-то виноваты перед ним. Жалел себя, терзал вопросами Максима о смысле жизни слепых. Завидовал слепым музыкантам, уверенный, что им в жизни повезло гораздо больше.
Дядя, видя состояние племянника, решил съездить с ним к чудотворной католической иконе. Иохим составил им компанию. По обеим сторонам дороги, идущей от часовни, стояло целое полчище нищих, тянущих руки в надежде получить милостыню. В конце улицы Петр резко остановился. Его внимание привлекли жалобные голоса слепых нищих. В этих звуках было столько нечеловеческого страдания и душевной боли, что Петр испугался. Он хочет поскорее уйти отсюда. Дядя, видя его состояние, заставил Петра взять себя в руки и подать каждому слепому милостыню.
Летом Максим с Петром решили ехать в Киев, брать уроки у известного пианиста. Максим до Киева доехал. Петр выбрал другой путь, присоединившись к слепым музыкантам. Несколько месяцев странствовал он с ними по святым местам. Выучил песню слепых, ее мелодию. Личные страдания отступили. Зрение к нему не вернулось, но душа очистилась. Домой он вернулся совершенно другим человеком.