Краткое содержание сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»
Произведение А. Погорельского написано в 1829 году. Сказка учит трудолюбию, умению отвечать за свои поступки, быть верным своему слову и не зазнаваться, если достиг успехов. Краткое содержание сказки Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» передает ее основной смысл.
Главные герои
- Алеша – мальчик, обучающийся в пансионе в С.-Петербурге.
- Черная курица – министр таинственного королевства.
- Учитель – строгий, но справедливый человек.
Краткое содержание
В Петербурге на Васильевском острове в двухэтажном доме расположился пансион для мальчиков. Здесь жил десятилетний мальчик Алеша. Он был умный, способный, добрый, хорошо учился. Его в пансионе все любили. Ему нравилось здесь учиться. Только по выходным и праздникам, когда все мальчики разъезжались по домам, ему было очень одиноко.Алеша очень любил читать. В учительской библиотеке были только сказки и романы о рыцарях. Воображение мальчика переносило его в старинные времена, в сказочные королевства.
Еще Алеша очень любил гулять во дворе. Он смотрел на улицу в дырочки на заборе, кормил курочек. Особенно ему нравилась черная хохлатая курочка, которую так и звали Чернушка.
Однажды в зимние праздники Алеша гулял во дворе. Кухарка Тринушка попросила его помочь поймать Чернушку. Ее решили зарезать, потому что она не несла яиц. Алеша заплакал. Когда курица оказалась в руках кухарки, Алеша кинулся на шею Тринушке. Она от неожиданности выпустила курицу из рук, та взлетела на крышу сарая. Кухарка была вне себя, но Алеша подарил ей империал, и она сменила гнев на милость. Алешина любимица была спасена.
Ночью, когда мальчик уже лежал в постели, он увидел, что дрогнула простыня на кровати рядом. Из-под нее вышла Чернушка и позвала Алешу за собой. Они вышли из спальни, прошли по комнатам старушек-голландок, где мальчику давно хотелось побывать. Алеша, проходя, попросил лапку у кошки, та замяукала и поднялся переполох. Алеша и Чернушка бросились бежать вниз по лестнице. Им преградили дорогу рыцари, с которыми стала сражаться Чернушка. Алеше сделалось страшно, и он упал в обморок. Очнулся он утром в спальне.
В следующую ночь курица снова пришла к Алеше. Они пошли прежним путем, только мальчик был предельно осторожен. Они пришли в просторную невысокую залу. Через некоторое время открылась боковая дверь, и вошли маленькие люди.
Потом появился король, Алеша поклонился ему. Король поблагодарил мальчика за то, что он спас его министра от смерти. Он согласен исполнить любое желание Алеши. Мальчик попросил, чтобы он «всегда знал урок свой», что бы ни задали. Король вручил ему зернышко конопли и сказал, что пока оно будет у мальчика, он всегда будет отвечать на уроке правильно. Король предупредил, что «малейшая нескромность лишит» его этой милости.
Министр Чернушка показал Алеше подземный город. Они побывали в саду, в зверинце, на охоте. Министр попросил мальчика сохранить в тайне то, что он узнал, иначе подземным жителям придется переехать. Алеша поклялся молчать.
В понедельник приехали пансионеры и начались занятия. Учитель вызвал Алешу к доске, и мальчик без запинки ответил урок. С тех пор «учителя не могли нахвалиться Алешею». О его необыкновенных способностях узнали во всем городе.
Алеше сначала было стыдно, что его хвалят незаслуженно, ведь он не приложил никакого труда. Со временем мальчик стал гордым и непослушным. Он стал много шалить, чем вызвал неудовольствие учителя. Тот решил дать ему большое задание, чтобы у Алеши не оставалось времени на шалости. Он задал ему выучить двадцать страниц, Алеша даже не прикоснулся к книге.
На следующий день мальчик вышел к доске и не смог вымолвить ни слова. Он краснел, бледнел и, в конце концов, заплакал. Ему дали книгу и заперли его в комнате. Оставшись один, Алеша стал искать конопляное зернышко, но его нигде не было. В отчаянии мальчик стал звать Чернушку, желая получить новое зернышко.
В обед зашел учитель и поинтересовался успехами. Алеша, плача, признался, что ничего не выучил. Учитель велел дать ему воды и хлеба и оставил в комнате. Алеша пытался учить, но он давно уже отвык от занятий и ничего не мог запомнить. Перед сном учитель снова поинтересовался, что мальчик выучил. Результат был тот же, завтрашний день Алеше предстояло провести здесь же на хлебе и воде.
Все ребята с презрением смотрели на товарища. Он лег в постель, но уснуть не мог. Его навестила Чернушка. Министр сказал, что не узнает его: что стало с добрым и скромным мальчиком. Чернушка долго уговаривала Алешу исправиться. Под утро она вернула ему зернышко и предупредила, что от пороков избавиться не так легко, как кажется.
В классе Алеша рассказал все двадцать заданных страниц. Учитель решил, что Алеша знал их еще вчера, но из упрямства не рассказал. Он решил наказать ученика. Тогда тот, оправдывая себя и забыв о данном подземному королю и Чернушке обещании, рассказал о стране маленьких людей. Учителя это возмутило еще больше. Он ждал от мальчика раскаяния, а тот «дурачит» его, «рассказывая сказку о черной курице». Алешу высекли.
Когда, спустя время, Алеша успокоился, полез в карман, конопляного зернышка там не было. Он вспомнил о нарушенной клятве, его мучила совесть. Когда стало темно и все уснули, пришла попрощаться Чернушка. Из-за того, что Алеша раскрыл их тайну, они вынуждены переехать. Он попросил у друга прощения. Из-за Алешиной нескромности Чернушку заковали в кандалы.
На рассвете мальчик услышал под полом шум. Ему казалось, что идет множество маленьких людей, стучат колеса повозок. Он услышал крик Чернушки, которая прощалась с ним навсегда.
Утром Алешу нашли на полу без памяти. Доктор сказал, что у него горячка. Через несколько недель мальчик выздоровел. Никто не напоминал ему о происшедшем. Сам же он стал добрым, послушным и прилежным.