Краткое содержание рассказа «Уроки Французского»
Первая публикация произведения состоялась в 1973 году. Рассказ автобиографичен. В основу сюжета заложены события послевоенного времени, когда автору, чтобы добраться до школы, ежедневно приходилось преодолевать несколько километров. Краткое содержание рассказа Распутина «Уроки французского» познакомит читателя с непростым периодом в жизни маленького мальчика, слишком рано столкнувшегося с суровыми реалиями жестокого мира.
Главные герои
- Рассказчик – от его лица ведется повествование. Он же главный герой. Мальчик одиннадцати лет из бедной семьи, которому, чтобы выжить, приходилось играть на деньги.
- Лидия Михайловна – классный руководитель главного героя. Учительница французского языка.
В селе только начальная школа. Для получения дальнейшего образования необходимо добираться до райцентра, находящегося в 50 километрах от дома. Матери пришлось подсуетиться, поуговаривать подругу приютить у себя «квартиранта» на время учебы. Непросто далось женщине решение отправить старшего сына в райцентр. На ее шее сидело еще двое нахлебников, росших без отца. Год выдался неурожайный. Жили впроголодь, питаясь тем, что бог пошлет, а так одним едоком меньше.
Учеба давалась легко. В деревне все считали главного героя самым башковитым, и под давлением местных жителей женщине пришлось согласиться с тем, что пусть парень едет, учится дальше. Разве мог парнишка знать заранее, что его ждет на новом месте. В школе проблем с учебой не возникло, кроме уроков французского языка. Ну никак он не давался, особенно хромало произношение. Учительница французского в бессилии опускала руки, пытаясь научить правильно произносить слова, но безрезультатно.
В свободное от учебы время гуляли с пацанами, играли, но стоило остаться в одиночестве, неизменно накатывала тоска. Хотелось домой, к маме, к друзьям. Жить среди чужих людей оказалось непросто. Когда мать приехала, не сразу узнала сына, настолько он похудел. Испугавшись за его здоровье, она решает забрать его обратно в село, но у главного героя хватило ума не поддаться минутной слабости и уехать домой. Он убегает. Мать вернулась домой одна.
Причиной худобы являлась не тоска по дому, а вечное недоедание. Продуктов, что посылала мать, не хватало. Они исчезали так же быстро, как появлялись. Кто-то явно подтаскивал их, но поймать виновника не получалось. О хищениях он не стал рассказывать матери, чтобы не расстраивать лишний раз.
Однажды соседские мальчишки предложили легкий способ подзаработать деньжат. Заключался он в игре на деньги. Федька привел в свою компанию, познакомил с ребятами, научил основным правилам игры. Ничего сложного. Главное вовремя остановиться. Удалось срубить рублик и хватит на день грядущий. Рубль смело можно обменять на молоко. Оно придавало силы, утоляло голод. Однажды терпение ребят лопнуло. Не нравились им то, что они проигрывают, а главный герой постоянно при деньгах. Они избивают его.
В школе сразу заметили яркий фингал под глазом. От Лидии Михайловны скрыть синяк не удалось. На правах классного руководителя она стала задавать вопросы по поводу так называемого ранения. Один из одноклассников сдал его, рассказав, что они с ребятами играют на деньги. Учительница попросила остаться после уроков на разговор. Спасибо, что к директору не повела объясняться. С ним шутить не рекомендуется.
Под взглядом ее внимательных глаз пришлось рассказать всю правду. Признаться, что деньги меняются на молоко, что выигранные суммы не превышают рубля. Учительница была удивлена, что он ограничивается такой суммой, но промолчала.
С играми пришлось завязать. Пообещал, надо выполнять. Правда, недолго удалось продержаться без денег. Пришлось снова начать играть. Было стыдно и неловко, но голод заставил. На четвертый день снова драка. Лидия Михайловна, увидев разбитую губу, все поняла без слов. В качестве наказания она решила заниматься французским языком в индивидуальном порядке.
Занятия проходили у нее на квартире. Учительница постоянно пыталась накормить голодного ученика, но ему было стыдно и неловко ужинать у нее. Он вскакивал и уходил. Однажды в школу принесли посылку. Главный герой подумал, что от матери, но по-содержимому посылки догадался, что не от нее. Учительница, увидев перед собой посылку, сделала вид, что понятия не имеет о чем речь. Потом призналась, что хотела как лучше.
Уроки французского продолжались. Для главного героя стало полной неожиданностью, когда учительница предложила сыграть с ней на деньги. Монета ударялась о стенку, а дальше до нее необходимо дотянуться пальцами от своей монеты к чужой. Кто дотянется, того и выигрыш.
За этим занятием их застал директор школы, проживающий за стенкой. Он зашел в самый неподходящий момент. Игра была в самом разгаре. Василий Андреевич потребовал объяснений. От возмущения у него сперло дыхание. Ему не хватало слов выразить негодование. В его глазах игра на деньги учителя со своим учеником выглядела настоящим преступлением.
Через три дня после случившегося, учительница уехала. Перед самым отъездом они встретились и поговорили. Она объяснила причину отсутствия в школе. Сказала, что уезжает к себе на Кубань. С тех пор ее не видели. Однажды, среди зимы вновь в школу пришла посылка, наполненная макаронами и яблоками. До этого яблоки ему приходилось видеть только на картинках.