1. Фригато
  2. /
  3. Краткие содержания
  4. /
  5. Портрет

Портрет - краткое содержание повести Гоголя


Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» одно из самых мистических произведений в его творчестве. Это трагическая история художника, продавшего свою душу дьяволу.

Краткое содержание повести «Портрет» по частям помогут читателю понять общую идею произведения, через которую автор хотел донести до читателя, что меркантильность и денежные интересы способны погубить любое искусство.

Главные герои

  • Чартков - талантливый художник, который приобрел картину, перевернувшую его жизнь.

  • Отец художника Б. - художник-самоучка, написавший портрет старика-азиата.

  • Художник Б. - рассказчик.

  • Ростовщик - старик с полотна.



Часть 1

Картина приковывала взгляд. Глядя на нее создавалось ощущение незавершенности. На картине изображено лицо старика с азиатскими чертами. Художник Чартков, прогуливаясь по торговой лавке остановился как вкопанный перед необычным творением неизвестного мастера. Глаза, смотревшие с полотна словно живые. Они пронзали насквозь. Вблизи эффект был еще сильнее. Неприятное, непонятное чувство охватывало при виде ее.

Чартков отдал последние деньги, но был несказанно рад покупке, хотя знал, что приближается арендная плата за жилье, а платить нечем. Нищета, в которой он жил, тяготила его.

В расстроенных чувствах художник лег спать. Тягостные думы о нищенском существовании не давали покоя. Он метался на кровати, представляя, как изменилась бы жизнь, будь у него деньги. Лунный свет озарил картину. Полотно словно ожило. На него глядел мертвец со стеклянными глазами. Художника прошиб холодный пот.

Он накинул на портрет простынь, чтобы не видеть кошмарное видение. Простыня падает. Старик сходит с полотна и садится в ноги Чарткову. В складках одежды оказываются свертки с деньгами. Старик сидел и пересчитывал свое богатство. Чартков незаметно от него придвинул к себе один из них. Старец, как ни в чем не бывало вернулся в картину.

Всю ночь его мучили кошмары. Утром пришел квартальный, требуя арендную плату. Он ходил по квартире, рассматривая картины. У картины со стариком застыл, как вкопанный. Послышался хруст. Квартальный с силой сжал раму. Одна из рам отвалилась, а из под нее на пол выпадает сверток с надписью 1000 червонных.

На полученные деньги художник прикупил одежду, рассчитался за жилье, снял новую квартиру, разместил в газете объявление о том, что будет писать картины на заказ.

Чартков становится популярен. Он рисует портреты механически, не вкладывая душу. Лица на полотнах похожи на восковые маски, но заказчиков это не смущало.

На выставке картин художник, рассматривая полотна других мастеров, понимает насколько он бездарен. Все попытки создать что-то стоящее заканчиваются ничем. В гневе он приказывает выкинуть картину с изображением старика, но и это ему не помогло избавиться от чувства никчемности.

Как сумасшедший он скупает картины других мастеров, тратя ни них огромные суммы денег, а дома уничтожает их. Он был безумен. Не выдержав такого душевного состояния он умирает в страшных муках. Глаза старика мерещились ему до последней минуты жизни.



Часть 2

История Черткова на этом не закончилась. Ее продолжение началось на одном из аукционов, где художник Б, увидев картину с изображенным на ней стариком-азиатом, заявил о своих правах на нее. В подтверждение своих прав на нее, он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Человек с портрета действительно существовал. Он жил в Коломне, работал ростовщиком. Денег у азиата была тьма-тьмущая. Он мог одолжить любую сумму денег. Условия займа были выгодны. Проценты небольшие, сроки возврата удобны. Однако по странному стечению обстоятельств, каждый кто брал у него деньги в долг, становился несчастным.

Однажды отцу художника Б. поступил необычный заказ. К нему обратился сам ростовщик с просьбой изобразить духа тьмы. Взялся художник за дело с удовольствием, но чем больше вырисовывался портрет, тем сильнее у него возникало отвращение к собственной работе.

Он идет к ростовщику и просит избавить его от заказа. Ростовщик падает в ноги, умоляя закончить работу, иначе после смерти жизнь его сохранится в портрете. Художник в страхе убегает от сумасшедшего старика.

Утром служанка приносит ему незаконченный портрет и говорит, что ее хозяин скончался. После смерти азиата художник чувствует в себе пугающие его перемены. Он становится завистлив. Собственный ученик вызывает ненависть. Он умышленно вредит ему. На всех полотнах неизменными остаются глаза ростовщика, проявляясь на каждой картине.

Художник решает избавиться от ненавистного портрета, но сжечь полотно не удалось. Портрет выпросил приятель, которому очень приглянулась картина, но и у него картина не задержалась. Он дарит портрет племяннику, но и племянник вскоре от нее избавляется.

Художник понимает, что старец был прав, предупреждая, что его душа после смерти вселится в картину. Убедился он в этом, когда теряет жену, дочь и сына. Пристроив старшего сына в Академию искусств, он уходит в монастырь. Долгое время он не мог взять кисть в руки, пока ему не предложили написать картину на тему Рождества Иисуса.

Перед отъездом в Италию сын приезжает в монастырь попрощаться с отцом, где и слышит интересную историю про картину с ростовщиком, принесшую столько несчастий. Отец просит найти портрет и уничтожить его.

У рассказчика ушло пятнадцать лет на поиски, пока он не увидел картину на аукционе, но купить ее не успевает. Полотно исчезло.

Настройки

Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона

    В среднем, пользователи прочитывают текст за 4 мин.


    Присоединяйтесь к обсуждению
    0 комментариев
    Новое