Пословицы и поговорки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова


Пословицы и поговорки (Кому на Руси жить хорошо)
Поэма Н.А.Некрасова читается легко. Автор постарался приблизить речь героев к реальному общению мужиков, персонажей из народа, представленных в художественном тексте. Понятно, что передать характеры героев без использования фольклорных выражений невозможно. Пословицы и поговорки из поэмы (с краткими пояснениями) помогут читателю проникнуть в эпоху отмены крепостного права, жизни крестьянской Руси того времени.




О труде


Вся жизнь крестьянина в труде. Именно поэтому о нем столько сложено пословиц и поговорок. Чаще народ пытается провести параллель между ленью и трудом:

  • «Рабочий конь солому ест, а пустопляс – овес!».
    Здесь можно увидеть и прямое значение: коней любили и ценили. Крепких животных старались кормить получше, ленивую «скотину» держали на овсе. С другой стороны, здесь переносное значение. Трудолюбивая семья могла рассчитывать на хорошую еду, ленивые оставались ни с чем.
  • «Телега хлеб домой везет, а сани – на базар!».
    Телега и сани – два вида крестьянского транспорта. Это еще и два времени года: лето и осень – время сбора урожая. Для него нужна телега. Зимой приходится продавать то, что сумели собрать. По снегу ездят на санях.
  • «С работы, как ни мучайся, а будешь ты горбат!».
    Сколько бы ни трудился простой народ, но иметь достаток купцов и других высших сословий ему не удастся. Только горб от тяжелого труда получит мужик.

О характере народа


Русский народ – особая нация со своим характером. Создавая пословицы, он старается передать самые сокровенные мысли и желания. В то же время фольклор отражает отношение простого народа к барству:

  • «Была капель великая, да не на вашу плешь».
    Отрицание подчеркивает слово «плешь», оно иронично высмеивает тех, кто пытается причислить себя к чужому сословию.
  • «Высоко бог, далеко царь».
    Ценили крестьяне свободу, понимали, чем дальше от власти, тем легче жить. Причем в фольклоре они соединяли обе силы: религиозную и земную.
  • «Добра ты, царска грамота, да не при нас ты писана…».
    На бумаге изменилась жизнь простого народа, но на деле все осталось прежним или еще более тяжелым. Грамоты оставались на столах и в кабинетах чиновников, их указания не выполнялись.

Крестьяне видели в крепком русском мужике защитника. Выходцы из народа шли на войну, не жалели себя и вставали стеной в защиту Руси. В семье только муж мог защитить жену. Он не всегда находился рядом и рождались пословицы: «Нет мужа, нет заступника».



О мужике


Русский народ крепок на характер. Если что-то решит, то трудно свернуть его с намеченного пути, возможно, поэтому так боятся его другие народы. Семеро странников решают идти по стране искать ответ на возникшую проблему. Нельзя оставить спор без поиска истины. Множество пословиц об «упертости» мужиков. В поэме все начинается со спора:
«Мужик что бык: втемяшется в башку какая блажь – колом ее оттудова не выбьешь…».

О родне


Любовь к детям – основа крестьянских семей. Родители не смотрят, как живут соседи. Они работают не покладая рук, чтобы свои дети были сыты. Пословицы о любви к детям:
«…Родные галченяточки (галчата) всего милей…»


Приметы и наблюдения


Народ очень внимателен к природе, к людям, животным. Он выбирает то, что становится типичным для всех. Такое умение найти яркий признак позволило русскому языку стать красивым и выразительным. За каждой приметой прячется огромное значение:

  • «Пташка малая, а ноготок востер!».
    Оценивать человека нужно не по росту, а по уму. Часто за внешней невзрачностью скрывается сильная натура.
  • «Горда свинья: чесалася о барское крыльцо».
    Пословица посмеивается над гордыми, но глупыми людьми. Их спесь, возвышение над окружающими не позволяет подняться по статусу туда, куда они хотят. Остается «свинья» у крыльца, в дом ее не пускают.
  • «Солдаты шилом бреются, солдаты дымом греются…».
    Образ защитников страны и ироничен в поэме, и правдив. Тяжела жизнь солдата. Голод, грязь, холод окружают его. Но человек ко всему приспосабливается и выживает в тяжелых полевых условиях.
  • «Брюхо-то не зеркало».
    Сарказм и ирония. Пословицу использовали для описания пузатых господ, гордящихся своим важным видом, попов, но и худых нищих крестьян. Не брюхо является зеркалом человека, а глаза и душа.
  • «Горох, что девку красную, кто не пройдет – щипнет!».
    Примета живет и сегодня. Вкусный спелый горох любят все: дети, взрослые, старики. Сложно устоять и пройти мимо созревших сладких горошин.
  • «Не плюй на раскаленное железо – зашипит!».
    Прямое и переносное значение пословицы близки. Нельзя трогать возбужденного человека, он обязательно ответит, выльет злость и досаду, лучше подождать, когда остынет.




О религии


Крестьяне в большинстве сильно верующие люди. Даже пытаясь скрыть веру в Бога глубоко в душе, они выдают себя частым обращением к небу. Мужики крестятся, женщины молятся. Поступки соизмеряются с церковными правилами. Грех вызывает страх, но в тоже время, в отличие от купцов, крестьяне знают, где и когда они нагрешили:
«И рад в рай, да дверь-то где?».

Пословицы и поговорки в поэме помогают стать участником спора, гулять по Руси вместе с ходоками. Фольклорные изречения украшают текст, делают его легко запоминаемым. Многие строчки живут отдельно, создавая уже новые свои сюжеты, интересные страницы русской истории.


  • 0
  • 674
  • 0

Похожие:
Добавить комментарий