1. Фригато
  2. /
  3. Характеристики героев
  4. /
  5. Духовный мир и искания главных героев романа «Война и мир»

Духовный мир и искания главных героев романа «Война и мир»


Формирование нравственных идеалов в характере человека является фабулой творчества Льва Толстого.

Духовные искания главных героев романа «Война и мир» сопряжены с трагическими событиями их Родины.

Андрей Болконский



Князь подчиняет свою жизнь определенной логике, принимает решения, опираясь на рациональные выводы. До последних дней мужчина не нашел взаимопонимания среди окружающих его людей. Молодой человек скептически относился к пафосу и ложному патриотизму петербуржского высшего общества. Даже сестра Мария делала герою замечание, указывая на присущую ему «гордость мысли».

Жизнь устроена таким образом, что мало хотеть стать полезным государству, надо уметь применить свои навыки и опыт. Андрей честно искал свою нишу, где смог бы «быть вполне хорошим». Сначала молодой князь восхищается французской революцией, вдохновляется идеями равенства и братства.

Ранение под Аустерлицем меняет взгляды офицера на сущность человеческого бытия. Болконский поднимает упавшее знамя, ведет за собою солдат в бой. Вдруг голову обжигает боль, Андрей видит глубину синевы неба, понимает, что все происходящее на земле сводиться к кровопролитию, массовому убийству и этим противоестественно природе. Над его телом останавливается кумир Наполеон, восхищаясь видом смерти солдата.

Все, что раньше представляло для Болконского ментальную ценность, определяло жизненный выбор, теперь стало малозначительным. Он возвращается из плена с опустошенной душой, но судьба готовит второе испытание. Жена Лиза умирает родами, оставив новорожденного сына Николеньку.



Дуб, как символ возрождения

Лев Толстой передает состояние вдовца через образ старого дуба, ствол которого обезображенный временем, выделялся на фоне весенних берез. Андрей видит свое будущее абсолютно бесцельное, лишенное обычных человеческих радостей. Встреча с Наташей изменяет привычный ход его мыслей.

Возвращаясь летом, князь удивляется переменам в силуэте дуба. Теперь это – насыщенно зеленое дерево, покрытое густой листвой. Герой понимает, что жизнь можно наполнить смыслом, занявшись военным уставом, учитывая ошибки поражения русской армии в последних сражениях. Князя окрыляют новые идеи, он входит в команду министра Сперанского с твердыми намерениями провести существенные военные реформы.

Поиск любви

Андрей сомневается в своем счастье в первом браке, когда удаляется на фронт. Он оставляет жену перед родами, трепет предчувствия скорого отцовства не тревожит душу воина. Ему легче представить себя под разрывами снарядов, чем в уютном семейном доме с детьми. Только потеряв Лизу, он смог оценить ее ключевую роль в своей жизни:

«Видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться, и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть»

Подобным образом складываются отношения с Наташей Ростовой. Когда девушка находится на пике эмоциональной привязанности, готова связать с мужчиной свою жизнь, Болконский уезжает в Турцию на год. Маленькое предательство со стороны молодого человека. Узнав об истории с Анатолем Курагиным, Андрей говорит, что не способный простить женщину, расторгает помолвку.

Только на пороге вечности Болконский снова пожалеет о своем необдуманном решении. Автор не осуждает героя, только акцентирует внимание на том, как сложно, порою признать собственные ошибки, особенно те, которые исправить не представляется возможным.

Духовные искания Пьера Безухова

Андрей Болконский избрал сложный путь борьбы между гордыней, бессознательной любовью и добротой в отличие от своего друга Пьера. Граф Безухов искал в жизни более приземленные ценности. Высшее общество ценит богатого наследника исключительно за его материальное состояние.

Молодой граф выделяется среди петербургской аристократии, в его манерах отсутствует лицемерная составляющая игры этикета. Наивного парня уносит круговорот разгульной жизни Петербурга. Герой не обладает силой духа, чтобы вырваться из порочного круга. Роковой ошибкой Безухова является эмоциональная привязанность к Элен Курагиной.

Пьер, создавая семью с женщиной, которую боготворил, мечтал найти успокоение, сформировать размерное течение жизни, наполненное нравственной чистотой в кругу детей. В отличие от Болконского Безухов точно знал, чего хочет. Брак не оправдал ожидания мужчины. Раскрыв безнравственную сущность жены, Безухов одержим страстями, вызывает на дуэль ее любовника.

Осознание того, что он мог убить человека, тревожит героя, он идет на разрыв отношений с Элен. Когда личность отказывается от текущей в привычном русле жизни, то образуется пустота новизны, которую необходимо заполнить новыми устремлениями, делами, идеями. Увлечение масонским течением является результатом поиска смысла жизни.

Перед войной Безухов разочаровывается в идеях мировой глобализации, а Бородинское сражение полностью меняет отношение графа к жизни. Безухов с привычной простотой, наивностью разделяет с народом тяготы борьбы, принимает участие в очаге Бородинского сражения. Автор передает атмосферу кровопролития через призму восприятия Пьером.

Главное открытие героя: человек не может понять смысл жизни, пока боится смерти. Перестав бояться, солдаты владеют всем:

Простота есть покорность Богу, от него не уйдешь, и они просты. Они и не говорят, но делают.
Приняв за истину это утверждение, Безухов решает убить Наполеона. Считанные часы отделяют гражданина обывателя от патриота, готового на смерть во имя отечества, которым владеет
то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному... ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира.



Дальнейшая трансформация души графа происходит в лагере. Платон Каратаев учит Пьера, как быть смиренным, принимая жизнь и каждого человека, встречающегося на пути, как данность: без осуждения. Вот истина, к разгадыванию ее тайны Безухов шел все годы взросления.

Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его.
Глубоко верующий солдат, в душе вечный крестьянин Платон Каратаев помог решить графу Безухову сложный философский вопрос личного духовного роста.



Присоединяйтесь к обсуждению
0 комментариев
Новое